Будет ли платить государство пенсии тем казахстанцам, которые переедут жить в Россию?

Могут ли рассчитывать люди, которые жили и работали в Казахстане, отчисляли налоги, хотя бы на малую компенсацию за их служение?

Не далее как в понедельник министр общественного развития, касаясь утечки мозгов, сказал, что 70% уезжающих – это представители некоренной национальности. По его словам, люди ищут свою языковую среду и свои корни, это нормальное явление и в этом нет никакого трагизма.

То есть, власть не возражает, что неказахи покидают Казахстан. И это, вероятно, касается не только молодых граждан, но и тех, кто уже оттрубил свое. Если исходить из логики министра, коль нет никакого трагизма, то и порадоваться можно.

И, кстати, тогда нужно подумать об их праве на пенсию. Если они в свое время несли какие-то обязательства перед государством, то теперь и государство, когда они уже не являются трудоспособными, должно нести ответственность по отношению к этим гражданам.

По крайней мере, государство не должно бросить казахстанцев, которые на склоне лет решаются переехать, например, в Россию.

Каждый шестой «некоренной» покинет Казахстан?

Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан и Армения, входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), вплотную подошли к вопросу экспорта пенсий в рамках экономического объединения.

Вероятно, инициатива исходила от Российской Федерации, которая является страной-магнитом для граждан, живущих в странах-партнерах и желающих переселиться в Россию – не потому что там особенно хорошо, а потому что еще не все русские вернулись на свою историческую родину, этот процесс продолжается вот уже три десятилетия.

Другие страны, конечно, в этом заинтересованы меньше, так как гражданский обмен между ними менее интенсивный, если не сказать, вообще нулевой. А при таком раскладе все денежные расчеты будут в пользу России.

Вопрос экспорта пенсий на правительственном часе поднял член коллегии Евразийской экономической комиссии Тимур Жаксылыков. Он заявил о том, что нужно обеспечить благоприятные условия в сфере пенсионного обеспечения трудящихся: «Мы продолжаем работу над проектом соглашения о пенсионном обеспечении, о необходимости скорейшего согласования данного документа отметил президент Казахстана в декабре 2018 года».

Этим соглашением, по словам Тимура Жаксылыкова, будут урегулированы проблемные вопросы в сфере пенсионного обеспечения значительного количества трудящихся-мигрантов. Он утверждает, что, по экспертным оценкам, сегодня это более миллиона человек.

Экспертные оценки далеко не всегда корректные, чаще всего они делаются навскидку. Думается, наш товарищ, говоря о миллионе выгодополучателей от такого решения, отвечал только за Казахстан, а не за другие страны ЕАЭС. Но и здесь непонятно, откуда взята эта цифра. На начало 2018 года (более свежих данных статистики еще не опубликовали), из 18,157 млн. казахстанцев 12,250 млн. составляли казахи. Остальные почти 6 млн. населения – это другие этносы: русские – 3,588 млн., узбеки – 0,576 млн., украинцы – 0,277 млн., уйгуры – 0,265 млн., татары – 0,202 млн.

То есть, чиновник предполагает, что в ближайшие годы из страны уедет каждый шестой гражданин из «некоренных»? А не слишком ли большой планируемый исход?

Но в любом случае, хорошо уже то, то государство решило позаботиться о своих соотечественниках, кто соберет чемоданы и уедет. Конечно, это будут не только пенсионеры, но и люди, которым очень нужно, чтобы страна-реципиент учитывала их трудовой стаж в Казахстане.

Счастье есть. Даже на пенсии

Экономическая интеграция, по мнению министра Жаксылыкова, уже закреплена самим фактом функционирования единого рынка труда с 2015 года. Граждане государств союза получили значительные преимущества по сравнению с гражданами третьих стран. Например, при ведении трудовой деятельности на них не распространяются национальные квоты и ограничения по защите внутренних рынков труда.

Однако декларации декларациями, но на практике все гораздо сложнее. Страны ЕАЭС вот уже несколько лет находятся в экономическом кризисе (символический рост ВВП – не в счет), новые рабочие места не создаются в том количестве, чтобы рынок труда нуждался в притоке специалистов.

И, естественно, по отношению к трудовым мигрантам предъявляются дополнительные формальные требования – все это не способствует трудоустройству соискателей.

Пока большинство граждан, ищущих возможности трудоустройства в более благополучных в регионе странах разочарованы большими обещаниями: на работу принимают либо низкоквалифицированных рабочих, либо сверхдефицитных специалистов с отличным образованием и опытом. Третьим, «середнячкам», это не дано.

Но, похоже, страны ЕАЭС готовы перейти к следующему этапу.

Министр ЕЭК обрисовал перспективы для переселенцев в другие страны: «В части формирования и реализации их пенсионных прав будут обеспечены равные права трудящихся с гражданами государства-трудоустройства. За периоды работы на территории других государств союза будут формироваться пенсионные права, чего нет сейчас».

И, более того, «будет решен вопрос экспорта пенсий из одного государства союза в другое государство союза».

Сегодня каждое государство для пенсионеров-мигрантов назначает, как правило, минимальную пенсию – других средств для выплат адекватных пенсий не имеет. А если наладят экспорт пенсий, то определенные средства будет выплачивать государству-реципиенту та страна, в которой заработана эта пенсия. Это более справедливая система.

Главное, чтобы пятерка, образующая ЕАЭС, смогла договориться…

Просмотров: 61
Категория: 
�����