Главный приток многострадального озера Шалкар ежегодно теряет большое количество воды из-за искусственных запруд и взрывных работ в Мугалжарских горах. Река Каулжур, а вслед за ней и озеро Шалкар стремительно мелеют, подводный мир водоемов гибнет.
В апреле этого года корреспондент @aktobe_times вместе с руководителем офиса «Адалдык аланы» по экологии Акылжаном Телеуовым и экоактивистом Александром Мандрыкиным участвовали в экспедиции по изучению водосборной площади реки Каулжур. Именно эта река за счет талых вод, в том числе идущих с Мугалжарских гор, питает озеро Шалкар. Последнее, как известно, сильно обмелело. Как уверяют государственные экологи, причины тому являются засушливые годы с малоснежными зимами. Однако участники весенней экспедиции пришли к иным выводам. А именно: деятельность щебеночных заводов и неразумные действия отдельных лиц приводят к потере драгоценной воды еще до поступления в Шалкар. В качестве убедительности доводов стоит вспомнить основные аргументы.
Аргумент №1
Вблизи села Биршогыр располагается целое семейство базальтовых гор во главе с Большим Боктыбаем, принадлежащее горной системе Мугалжары. Талые воды с гор должны попадать в реку Каулжур, но им препятствуют щебеночные заводы. Также мешают воде железная дорога и автотрассы.
- Если говорить о потоках, наполняющих озеро Шалкар, то тут естественным путем перекрыли все истоки, раздробили на мелкие потоки и пустили их на испарение, - объяснял в апреле Александр Мандрыкин. - Нейтрализовать пагубные последствия деятельности заводов можно (и нужно!) путем рекультивации. То есть, все эти карьеры должны утопать в зелени. Но весь разговор в том, что изначально исчезают подпитывающие источники воды. Ведь почва под деревьями быстро поглощает воду и восполняет запасы грунтовых вод.
Аргумент №2
В результате взрывов образуется большое количество пыли, которая, оседая, забивает русла рек. Мандрыкин и Телеуов уверены, что взрывы могут провоцировать просаживание пород, приводя к тому, что значительный объем воды также не попадает в Каулжур.
Аргумент №3
Исследователи осмотрели состояние русла реки Каулжур вблизи других населенных пунктов. Оказалось, что рядом с селом Алабас русло реки идет зигзагами. Берега ничем не укреплены, нет деревьев, так грунт может свободно откалываться, создавая запруды.
Аргумент №4
В посёлке Соленый исследователи нашли искусственно созданную плотину. Местные жители стремятся удержать воду, которой становится все меньше и меньше.
- Эта насыпь смывается, вода растекается по всей поверхности поймы и быстро испаряется, учитывая сильный ветер и площадь, по которой разлилась вода. Просто растянули территорию. А если был бы зеленый оазис, все было бы иначе, - комментировал тогда Акылжан Телеуов.
Аргумент №5
В 5-и км от Шалкара, на 67-ом разъезде, во время паводка река разделяется и разливается на две стороны, образуя лиманы. При этом вся прилегающая к руслу территория находится в рытвинах, много эрозионных каналов, промоин, по которым тоже может уходить вода.
Эти уязвимые места были выявлены при неполном обследовании реки. Остаётся только догадываться, сколь масштабно влияние щебеночных заводов, искусственных плотин и других факторов
«Помирает рыба с икрой»
Егерь Ганибек Султанов из Шалкара, с которым репортер «АТ» переговорил в понедельник, 1 ноября, уверен, что работы по «оздоровлению» реки Каулжур нужно было начинать давно.
- Серьезные проблемы с озером Шалкар возникли в 2015 году, - воспоминает он. - Тогда произошел большой замор рыбы. А в 2016 - 2017 годах пришла большая вода, озеро наполнилось. Тогда мы заново зарыбляли озеро. Уже в 2018 году воды ни капли не пришло, в 2019 тоже, в 2020 пришло 37 см, в 2021 - 1 метр. То есть за два года вообще нормального паводка не было.
Такая ситуация может вновь привести к гибели рыбы и других речных обитателей.
- Глубина озера в самом глубоком месте составляет 1,4-1,5 метра, - говорит Султанов. - Зимой 60 сантиметров составляет лед, тогда как для жизни рыбы остаётся всего 90-80 сантиметров, а в этом году зима будет суровая. Водным животным этой глубины недостаточно. Есть вероятность, что они погибнут.
Егерь солидарен с мнением участников апрельской экспедиции – Шалкар погибает из-за обмеления реки Каулжур.
- Я на сто процентов за то, чтобы расчистить Каулжур, сделать прямой канал. А еще нужно избавиться от этих разливов (на 67 разъезде. – Авт.). Паводок до Шалкара идет в течение 20 часов при скорости 5 километров в час. Когда вода входит в эти разливы, она идет 36 часов, пока не наполнится вся эта площадь, потом только вода достигает озера. Представьте, сколько воды теряется по пути.
- Самая страшная беда: на паводок идет рыба, которая в этот момент нерестится. Она после соленой воды зимнего периода ищет пресную свежую воду. Плывет из озера в Каулжур. В итоге в Шалкаре рыба не остаётся. Поэтому нужны рыбозащитные сооружения – водопады. Их надо обустроить в месте впадения реки в озеро. Вода должна падать с высоты полметра примерно, тогда рыба не будет попадать в Каулжур. Ведь обычно река через 20 дней пересыхает после паводка, и рыба там помирает вместе с икрой. Это экологическая катастрофа! – заявляет Ганибек Султанов.
«Озеро очистим, а что дальше будет?»
Первого ноября корреспондент «АТ» связался с Акылжаном Телеуовым и Александром Мандрыкиным по телефону. Общественники заявили, что необходимо вновь изучить водосборную площадь реки Каулжур. Большое внимание при этом нужно уделить щебёночным заводам и других факторам, создающим условия для потери воды.
- Сейчас идет очистка дна озера Шалкар. Но это борьба лишь со следствием, а не с причиной. Озеро просто проходит техническую подготовку для принятия воды. А воды может и не быть, - говорит Телеуов.
Заместитель акима области Жаксыгали Иманкулов, недавно занимавший пост главы управления природных ресурсов, сообщил, что в настоящее время ведется обследование реки Каулжур. Проводит его некая компания.
- Мы понимаем, что вопрос очень непростой, - говорит Иманкулов. - Еще работая в управлении природных ресурсов, я инициировал, чтобы из местного бюджета выделили деньги на изучение этой проблемы. У Мандрыкина и Телеуова, у общественности есть вопросы, каждый по-своему толкует. Но подход такой: нужно, чтобы пришло специализированное предприятие, которое знает эту тему, чтобы они провели исследовательские работы и дали нам заключение, как нам дальше по реке Каулжур работать. Исследования уже идут, я думаю, что к концу года они должны быть завершены. Наверное, по завершению работ какие-то слушания провести или представить отчет общественности мы должны. Работая руководителем управления природных ресурсов, я поднимал эту тему еще ранней весной этого года. Тогда только запускался проект по очистке дна озера Шалкар, то есть мы уже знали, что деньги выделили, и что работы вот-вот начнутся, тогда уже задумывались: «Озеро очистим, а что дальше будет?»
Действующий руководитель управления природных ресурсов Ануарбек Бермагамбетов сообщил корреспонденту, что изучением бассейна реки Каулжур занимается ТОО «КазГИДРО».
- Управлением готовится обоснование разработки водоохранных мероприятий, направленное на изучение бассейна реки Уил, аналогичная работа идет по реке Каулжур. Данными работами занимается специализированная организация - ТОО «КазГИДРО», оно имеет соответствующую лицензию, штат. Срок завершения работ приблизительно 1 декабря.
- Какова ваша позиция по влиянию щебеночных заводов и искусственных запруд на реке Каулжур?
- Об этом говорить пока рано, - считает чиновник. - Согласно данным «Казгидромета», самый максимальный приток воды был в 2017 году, это почти 99 процентов от нормы. На текущий год приток воды составляет 18 процентов от нормы. Зимой практически снега мало, дождей практически нет, все это, скорее всего, способствует обмелению рек, в том числе и озера Шалкар. Сейчас ведутся работы по изучению. Когда на руки получим результаты, тогда мы точно будем знать, какая причина послужила всему этому, - заключил он.
Следует отметить, что работы, которые сейчас ведет ТОО «КазГИДРО» - исследовательского характера. Это значит, что реальных действий по оздоровлению главного притока озера Шалкар ожидать в этом году не имеет смысла. Зимой из-за маловодья рыба может погибнуть.