С 1 апреля в Казахстане запрещается торговать немаркированной обувью, однако это решение вызывает множество вопросов у предпринимателей и экспертов.
Руководитель компании Vicco Kazakhstan Нурболат Тилеуов раскритиковал в своём аккаунте в Facebook маркировку обуви в Казахстане. По его словам, «всем обувщикам придётся уйти в подполье, а обувной бизнес в Казахстане станет вне закона».
Экс-министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов утвердил правила маркировки и прослеживаемости контрольными (идентификационными) знаками обувных товаров 30 сентября прошлого года. В министерстве считают, что это поможет выявить контрафакт и неплательщиков налогов.
«Тут ремарка, промаркировать можно и Abibas как оригинал, ну а деньги с маркировки не будут идти в казну государства – частные KZ и RU компании являются бенефициарами этой затеи. Заявленные инициаторами 3 тенге за один QR являются попыткой отвлечения внимания. На самом деле, с учётом всех трат на распечатку и наклеивание, внесение данных в систему, покупки нужной техники, трат на человеко-часы и форс-мажоры, один стикер стремится к 3000–4000 тенге в итоге», – пишет Нурболат Тилеуов.
По его словам, траты на маркировку в итоге лягут на плечи покупателей, потому что любому бизнесу нужно расти, и предприниматели, чтобы не обанкротиться, будут поднимать цены на обувь.
Цифровая маркировка – межнациональный проект на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Основная задача соглашения – внедрить единый процесс маркировки товаров специальными знаками на всей территории ЕАЭС. После введения обязательной маркировки ожидается значительное снижение доли теневого оборота, которая на рынке легкой промышленности Казахстана достигает 63% от общего оборота, на рынке обуви – 48,5%, на рынке алкоголя – 25%, в фармацевтике – 12%.