Как алматинцы спасают уникальные археологические памятники

Археологи и общественные активисты рассказали, как за последние годы им удалось спасти от разрушения многие уникальные памятники истории в Алматы и Алматинской области

В здании Академии наук Ғылым ордасы прошел круглый стол на тему "Актуальные проблемы сохранения и защиты археологического наследия Алматы и Алматинской области". Мероприятие собрало за одним столом ученых-археологов Института археологии имени А.Х. Маргулана, специалистов по сохранению памятников, представителей международных организаций - ЮНЕСКО, общественных активистов, боровшихся за сохранение исторических объектов в Алматы и окрестностях города и чиновников из управлений культуры Алматы и области. 

Старший научный сотрудник института археологии Александр Горячев, который с начала 2000-х занимается разведкой и созданием реестра памятников истории и культуры на территории Алматы и области, сообщил, что ему вместе с другими известными исследователями удалось выявить в Алматы 232 археологических памятника от эпохи бронзы, до позднего Казахского ханства. Многие из них не сохранились до нашего времени и известно лишь их описание, сделанное учеными в прошлом. К примеру, на территории школы №2 недалеко от Саяхата располагался курган, который позже был снесен.

Исследователь отметил, что разрушение древних памятников, к сожалению, продолжается и сегодня. Так, едва не было уничтожено поселение Кокшокы, расположенное в ущелье реки Казачка. На его месте предполагалось строительство гостиницы, которая должна была стать частью курортного комплекса Кок-Жайлау. Экоактивистам удалось остановить строительство курорта, и таким образом они спасли и археологический объект. Горячев отметил, что в этом поселении есть культурные слои от эпохи бронзы до Средневековья и кладбища 17-18 веков. 

"Другой объект, расположенный неподалеку в горах, - поселения Нурлытау-1 и Нурлытау-2, относящиеся к раннему железному веку и Средневековью. Одно из них на сегодня исчезло в результате строительных работ. Строительство там началось с 2014 по 2021 год", - рассказал археолог. 

Другое древнее поселение эпохи бронзы и раннего железа -  Кольсай, состоявшее из 20 хозяйственных подворий, археологи зафиксировали на окраине современного поселка Юбилейный.  

"От разрушения был спасен могильник Шугыла недалеко от административного центра Наурызбайского района. Там расположено около трех-четырех курганов железного века, в которых в более позднее время жители этого региона организовали хозяйственные подворья. Из негативных примеров изменений состояния археологических памятников с 2014 года можно вспомнить курганный могильник в поселке Алатау на территории Алматы. Могильник состоял из девяти крупных курганов, из которых шесть уже не существует. После расширения технопарка, строительства БАКАД и расширения инфраструктуры самого поселка от древнего памятника сохранилось всего 30 процентов", - рассказал археолог.

По словам Александра Горячева, в некоторых случаях древние могильные комплексы от разрушения спасает только то, что они расположены на территории современных кладбищ. Так, вокруг плотной застройки сохранились курганы Каргайлы на месте современных захоронений. Исследователи также зафиксировали 14 царских курганов, расположенных под современным кладбищем в микрорайоне Таужолы.

Одним из примеров хорошо сохранившихся на территории города памятников археолог назвал могильник, расположенный за ТЭЦ-2 на берегу реки Коксай. Один из курганов, расположенный чуть в стороне, был затронут строительными работами, но сам могильник остался целым. Однако угроза для него сохраняется из-за продолжающегося строительства дорог. По мнению археолога, вокруг могильника можно было бы создать парк, который стал бы достопримечательностью этого района и местом отдыха его жителей.

"Были и примеры, когда сами горожане спасали памятники от разрушения. На окраине города в микрорайоне Орынтай находятся три крупных царских кургана, которые отлично вписались в современное окружение из частных домов. Семь лет назад застройщики хотели снести курганы, но местное населения огородило их, закрыло к ним доступ. Люди заявили, что не дадут разрушить свое культурное наследие, потребовали от застройщика все документы и разрешения и не пустили туда строителей. В итоге курганы сохранились до нашего времени", - рассказал исследователь.

Александр Горячев рассказал, что с 2002 по 2007 год он также проводил работы по паспортизации и составлению свода всех памятников истории и культуры Алматинской области. В итоговый список вошло 1958 памятников археологии. Однако, по словам археолога, в реальности памятников намного больше. В 2014 году в свод добавили еще 500 памятников. Это число далеко не окончательное

"Технологии не стоят на месте. Даже работая над простым проектом по анализу курганов раннего железного века, на территории Алматинской области мы насчитали в 10 раз больше, чем то, что было в нашем первом своде. Реальное число археологических объектов на территории области может варьироваться от 25 до 30 тысяч памятников. Многие из них расположены в труднодоступных местах, до которых археологи еще не успели добраться. Это также способствует их сохранности", - рассказал Горячев.

Одним из ярких примеров сохранения уникального памятника истории стало спасение петроглифов в горах Архарлы. Напомним, что в начале 2021 года скалам с древними рисунками угрожало разрушение со стороны местных добытчиков камня. Благодаря совместной работе общественных активистов из команды "Охотники за петроглифами", ученых, представителей СМИ, а также местных отделов по охране памятников, а позже и подключившихся к проблеме депутатов Мажилиса, петроглифы удалось не только спасти, но и исследовать. Ученые выявили на этой территории более 215 памятников археологии, разбитых на 180 комплексов. В центре расположено около 20 скоплений петроглифов с рисунками сакрального свойства. Среди обнаруженных рисунков уникальная композиция, детально изображающая сцену битвы тюркских воинов. Скала с этим рисунком могла упасть и стереться, но ученым и энтузиастам удалось спасти ее. 

О другом известном случае, который едва не закончился разрушением археологического памятника, рассказал научный сотрудник Института археологии имени А. Х. Маргулана Ерлан Казизов. Речь идет о комплексе Акжар из четырех курганов VII-IV веков до нашей эры, расположенном в микрорайоне Шугыла Наурызбайского района. По словам археолога, он сам является жителем этого района и в марте 2021 года во время прогулки заметил, что на части могильника, являющегося памятником местного значения, начались земляные работы. Всего в 5-6 метрах от одного из курганов проводилась разработка крупного земляного карьера. Археолог и другие энтузиасты "забили" тревогу и обратились в отдел культуры районного акимата. В итоге земляные работы были приостановлены, а памятник было решено благоустроить, чтобы создать прогулочную зону для местных жителей.

"Проект был разработан акиматом Наурызбайского района и институтом археологии. Чтобы хоть как-то восстановить разрушенную вокруг памятника территорию, ее благоустроили, построили прогулочные дорожки, посадили зелень и поставили лавочки. В процессе благоустройства зона охраны памятника была частично нарушена, однако это был единственный вариант для сохранения этой территории. Подрядчики оградили территорию только вокруг трех курганов, а четвертый остался за этой территорией", - рассказал Ерлан Казизов.

Археолог отметил, что часть насыпи четвертого кургана позже была разрушена, когда на этом месте начались посадки деревьев. О высадке представители акимата заранее не предупредили археологов и не согласовали с ними ее проведение. Кроме того, сохраняется опасность застройки на этой территории.

"В прошлом году со мной связывались представители известной строительной компании и сообщили, что эта территория принадлежит им и на ней планируется строительство ЖК. Возникает вопрос, зачем там сажать деревья, если участок все равно может быть застроен, а курган разрушен?" - добавил археолог. 

Координатор общественного объединения энтузиастов-любителей истории "Охотники за петроглифами" Ольга Гумирова, которая принимала активное участие в спасении петроглифов Архарлы, рассказала, какую роль играют представители общественности в спасении наследия предков. По словам Гумировой, одной из первых успешных акций общественников стало участие в движении по защите Кок-Жайлау. Общественники обратили внимание на то, что авторы проекта по строительству лыжного комплекса не провели обязательное археологическое расследование. В итоге на территории плато выявили 24 памятника. Группа также совместно с экоактивистами участвовала в выездах на городище Талгар, когда через средневековое поселение, включенное в список наследия ЮНЕСКО, пробивали дорогу. В результате их совместных усилий и освещения проблемы в СМИ на нее обратили внимание в правительстве и разрушение памятника остановили. 

"Наша команда выполняет роль посредников между простыми людьми, учеными и органами власти. Есть среди наших граждан те, кто искренне переживает за сохранение историко-культурного наследия вблизи своего дома, но они не знают контактов археологов и не могут выйти на местные власти. Им проще по цепочке сначала выходить на нас, а затем мы передаем эту информацию дальше. Так удалось спасти петроглифы Архарлы. К нам постоянно приходят обращения. К примеру, недавно удалось увезти из-под носа "черных" копателей курганов в Когалинской долине. Благодаря обращению одного из местных жителей мы спасли от вывоза за рубеж фигуру тюркского воина. По наводке одного чабана, недавно спасли другую фигуру тюркского периода, которая сейчас хранится в музее Иссык. Со всей области к нам пишут и звонят люди с просьбой помочь внести в списки памятников те или иные объекты. В Алматы у нас также появляются активные люди. К примеру, жители района вблизи ТЭЦ-2 давно просят сделать парк вокруг расположенных в этой местности сакских курганов", - рассказала Ольга.

Сейчас общественная организация Гумировой и другие активисты также хотят проводить работу по популяризации истории среди населения и просвещению жителей Алматы и Алматинской области. Они мечтают, что когда-нибудь любой житель города сможет воочию увидеть все этапы 1000-летней истории Алматы и даже более ранних периодов со времен эпохи бронзы. Любой желающий сможет посетить музейные комплексы на месте, курганов, древних поселений и стоянок, не выезжая за пределы Алматы. 

По словам Гумировой, чтобы повысить уровень исторических знаний у населения, необходима совместная работа общественников, ученых и государства в нескольких направлениях - издание большими тиражами научных и научно-популярных книг, обучение СМИ, привлечение местных жителей для популяризации истории, работа с владельцами земель, на которых расположены те или иные исторические или археологические объекты. Только так, по мнению активистов, можно изменить ситуацию с охраной памятников истории в нашей стране. 

Источник.https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/almatintsyi-spasayut-unikalnyie-arheologicheskie-pamyatniki-466484/

Просмотров: 183
Категория: 
�����