Председатель правления АО «НК «КазАвтоЖол» Аскар Муратулы прокомментировал вопрос, в каких случаях водители вправе не платить за проезд по платной дороге.
Когда качество дороги плохое, когда не проводятся работы по содержанию дороги, а также в период ремонтных работ. Как, например, на участке Нур-Султан – Павлодар. В этих случаях плата за проезд изыматься не будет.Председатель правления АО «НК «КазАвтоЖол» Аскар Муратулы
Позже он добавил, что за пересечение и пользование аварийными участками плата взиматься не будет. Так, по его словам, на участках Тараз – Шымкент, где ведется строительство тоннеля и реконструкция, на участке Нур-Султан – Павлодар взимание платы не предусмотрено.
В целом, по его словам, в рамках госпрограммы «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы планируется внедрение системы взимания платы на 11 тыс. км дорог республиканского значения, или 45% от общей сети. К этому часу система взимания платы была внедрена на четырех участках протяженностью 682 км. В их числе такие участки, как Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос. Сборы за 2020 год составили 5,7 млрд тенге.
В 2021 году завершены работы по устройству арок контроля в количестве 94 единиц на участках протяженностью 5,8 тыс. км. На каждой контрольной арке проведена установка программно-аппаратного комплекса в составе камер фиксации, обзорных камер, промышленного компьютера, лазерного дальномера, RFID считывателя. Ввиду недовольства общественности введение платности перенесено на осень 2021 года.Аскар Муратулы
При этом он отметил, что тариф для дорог I категории остается прежним в размере от 5 до 25 тенге за 1 км, по дорогам II и III категории взимание платы будет осуществляться только с грузовых транспортных средств с применением понижающего коэффициента, связанного с уровнем комфортности.
Для определения тарифа для II и III категорий АО «КазДорНИИ» разработана методика, которая была согласована профильными общественными организациями, НПП «Атамекен» и утверждена Комитетом автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. По предварительным данным, по II и III категориям стоимость платы будет составлять порядка 50% от утвержденной суммы.Председатель правления АО «НК «КазАвтоЖол»
Председатель комитета автодорог МИИР Толеген Абдуллин сообщил, что действующие тарифы были приняты в марте 2013 года.
Рассчитаны следующие тарифы: для легкового автотранспорта – 1 км 1 тенге, для грузового и общественного транспорта – от 5 до 25 тенге за 1 км в зависимости от грузоподъемности и количества пассажирских мест. Необходимо отметить, что ставки платы за проезд в Казахстане самые низкие по сравнению в другими странами. Так, в России для легкового автомобиля плата при переводе в нацвалюту Казахстана составляет порядка 7 тенге за 1 км, для грузовых – от 7 до 55 тенге за 1 км. В Беларуси за легковые платят порядка 20 тенге и за грузовые – от 47 до 77 тенге за 1 км. В европейских странах плата за проезд в пять раз выше для грузовых и 20 раз выше для легковых автомобилей.Толеген Абдуллин
По действующим тарифам платность в 2019 году введена еще на трех участках – Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Хоргос, Алматы – Капшагай.