Экологи рассказали о причинах падения уровня и о том, как можно восполнить воды Каспийского моря.
Уровень самого большого на земле замкнутого водоёма дошёл до критической отметки в минус 28,5 м. Informburo.kz сообщало, что если уровень упадёт на полметра ниже, это очень негативно повлияет на экосистему моря. При этом наиболее уязвимой является мелководная казахстанская часть Каспия.
Почему вода уходит, какой дефицит прогнозируют власти и что спасёт Каспий и его фауну от повторения судьбы Арала – ответы на эти вопросы можете посмотреть в нашем видео или фоторепортаже ниже.
Вода уходит
Утром в пятницу на набережной Актау не так многолюдно. Ветер покачивал ветки 11-метровых искусственных, пластмассовых пальм, которые установили вдоль берега в 2019 году. На прибрежной пешеходной зоне, ограждённой от воды бетонным забором, клиентов ждут дешёвые аттракционы, китайские машинки для катания детей и точки фастфуда.
Через несколько часов здесь заиграет громкая поп-музыка, берег оживёт и заполнится местными и туристами, гуляющими по набережной. Она обошлась налогоплательщикам в 1,5 млрд тенге, является самой протяжённой в стране (длинной почти в пять км) и упирается в городской пляж. Набережная включает в себя скальную тропу из досок с множеством скамеек.
А пока здесь тихо, и лишь на отшлифованном водой валуне на берегу сидит девушка и задумчиво смотрит на голубоватый горизонт моря. Накануне был дождь. От берега тянет сыростью, тиной и запахом сгнивших водорослей. У берега, где часто попадались пивные банки, бутылки и пластик, деловито ныряют дикие утки. Местами побуревшее от водорослей, местами очень прозрачное до гальки на дне, море негромко шумит и неторопливо выбрасывает на берег волну за волной.
Мы ждём Азамата Сарсенбаева, местного блогера, который стал известен в стране после того, как показал с дрона масштабы мелеющего Каспия в загородных его участках. Красоты местной природы Азамат тоже часто показывает.
"Я не эколог и не эксперт, а общественник", – представил себя Азамат. По его словам, в Мангистауской области он не единственный, кто привлекает внимание к экологическим проблемам через их визуализацию.
"Я с детства живу, рос здесь и всегда купался в Каспийском море. Можно сказать, живу этим морем. И в последнее время стал замечать, что те места, в которых я когда-то в детстве купался, обмелели настолько, что там уже нет воды. В каких-то местах мы вообще прыгали в воду, не опасаясь, что можем наткнуться на камни. А сейчас там вообще ничего нет! Вот это вот очень тревожит. Поэтому решил попробовать показать свою боль и боль жителей города. Нас тревожит эта тенденция – обмеление нашего моря", – объяснил Азамат.
Блогер-общественник считает, что многие недооценивают масштабы катастрофы.
"И именно с нашей стороны, к сожалению. Почему? Ну вот, например, приезжают в Актау гости, видят море в десяти метрах от берега и говорят: что вы панику создаёте, вот же оно, море, куда оно отходит? Но есть один момент. Город Актау стоит в самой глубокой части Казахстанской акватории. Здесь масштабы обмеления менее заметны, чем в остальных местах. Например, если вот здесь море отошло метров на десять, это значит, в мелководной части оно отошло на километры. А это места обитания рыб, птиц и тюленей", – пояснил Азамат.
Он считает, что обмеление происходит из-за нерационального использования воды населением и зарегулированности рек, впадающих в Каспий.
Как бы не выпить море
Эколог Гульмира Ниеткали везёт нас вдоль Мангистауского атомного энергетического комбината (ТОО "МАЭК") к каналу, откуда вода поступает из моря в комбинат, опресняется и подаётся населению. МАЭК производит 55 тысяч кубов воды в сутки для Актау и близлежащих населённых пунктов.
Актауская питьевая вода – это выпаренный от морской соли дистиллят с добавлением минерализованной воды, которую добывают из подземного месторождения Куюлус с глубины 500 метров. Воду затем дополнительно сорбируют и обеззараживают.
Власти не раз говорили, что к 2025 году с учётом роста населения дефицит питьевой воды в регионе может составить 110 тысяч кубов в сутки.
"Как вы видите, на заднем плане у меня Каспийское море. Вот по этому каналу вода направляется в МАЭК для опреснения и далее – на нужды населения и предприятий Актау", – объясняет выбранную локацию Гульмира.
По её словам, остатки солёной воды, так называемый горячий рассол, сначала остужают в соседнем искусственном озере Караколь (Чёрное озеро) и затем сбрасывают обратно в море. Из-за тёплой круглый год воды на озеро прилетают редкие краснокнижные птицы.
Эколог же считает, что забор и потребление воды из моря нужно сокращать и развивать подземные источники воды. А также пропагандировать среди населения идею экономии водопотребления и минимального экоследа.
"Я не раз предлагала властям города, чтобы заведения, которые используют питьевую воду, использовали бы воду технического качества. Это автомойки, химчистки и другие предприятия. Либо чтобы они устанавливали технологии обратной водоподготовки. Воду можно использовать до пяти раз. Прибрежные заведения также не раз сбрасывали неочищенную воду в море. Всё это негативно влияет на биоразнообразие. Если мы не можем повлиять на политику других государств, мы можем хотя бы на своём местном уровне минимизировать забор воды из моря, можем научить людей экономить её. А сейчас мы не экономим свои ресурсы, нерационально их используем", – прокомментировала Гульмира Ниеткали.
Она полагает, что большинство населения просто не задумывается о том, сколько воды ежедневно потребляет.
"Человек не задумывается, сколько воды необходимо для производства той или иной вещи. Чтобы сделать хлопковую футболку, нужно около 70 литров воды, а для пары джинсов – 250 литров. Люди думают, что не влияют на всё это. На самом деле всё влияет. Сколько раз мы принимаем душ, ванну, как часто мы нерационально покупаем вещи. Чем больше мы будем влиять на море и потреблять воду, тем быстрее в будущем возникнет дефицит не только пресной воды, но уже и дефицит питания в виде рыбы. Поверхность моря будет раскрываться, и частички соли со дна будут подниматься в воздух. При пылевых бурях соль будет разлетаться на многие километры. Мы её будем вдыхать. Это уже на организме человека будет сказываться, на органах нашего дыхания", – приходит она к печальному выводу.
Причины обмеления
Заведующая кафедрой экологии и геологии Каспийского университета технологий и инжиниринга имени Есенова Сымбат Койбакова специализируется на исследованиях акватории и оценке состояния почв прибрежной зоны.
По её словам, уровень Каспия постоянно меняется, основные причины этого – изменение климата, глобальное потепление и направление ветра.
"Согласно научным исследованиям, уровень Каспия с 1840-го и до 2020 года постоянно менялся. В этом и особенность моря, что оно не стоит на одном уровне. В 1980 году уровень упал до минус 29 метров. Сегодня ситуация такова, что осталось 0,5 м, чтобы достичь этого же уровня, и ситуация может повториться. Мы с 2018 года проводим исследования совместно с учёными Института океанологии имени Ширшова (РФ) и в ходе исследований постоянно видим, что направление ветра сильно меняется, из-за этого меняется и течение воды. Сейчас ветер, наоборот, всё больше дует в сторону Азербайджана. Мы же находимся в пустынной зоне, и с нашей стороны в море задувает много песка", – описала ситуацию Койбакова.
Завкафедрой и учёный возлагает надежды на Институт изучения проблем Каспия, который поручил создать президент страны, и считает, что параллельно нужно бороться с глобальным потеплением, потому что его влияние в регионе особенно заметно.
"Например, в самом Мангистау за эту зиму мы только дважды видели снег. Больших дождей и снега не выпадает, и поэтому не могу сказать, что уровень Каспия может сильно подняться в ближайшие годы. Но будем надеяться", – сказала она.
Паниковать касательно падения уровня моря не стоит, а нужно предпринимать меры по сокращению водозабора из рек, питающих Каспий, предложил эколог Адильбек Козыбаков.
"Сильно паниковать не стоит, потому что это природное явление, которое периодически происходит, и так уже много тысячелетий. Такова природа Каспийского моря. Но если мы сейчас ничего не предпримем, то Каспий ждёт судьба Арала, и такое мнение тоже бытует. На это тоже нельзя не обращать внимания, потому что Каспий на 80% питается от Волги, которая приходит из РФ. В последние годы, как мы получили независимость, водозабор из реки в России увеличился выше нормы", – привёл данные Козыбаков.
По его словам, необходимо заключить международное соглашение между Прикаспийскими государствами, чтобы каждая страна, в особенности РФ, взяла бы на себя обязательства по непревышению водозабора и наложению ограничения по водопотреблению на своих крупных предприятиях.
"Нужно упорядочить эту сферу. Только так мы можем сократить водозабор. Но всё же природное явление имеет место, и, несмотря на падение уровня, в будущем уровень всё равно поднимется", – с надеждой предполагает эколог.
Резюмируя все факторы, влияющие на обмеление, эколог Орынбасар Токжанов подчёркивает три фундаментальные причины: глобальное изменение климата, антропогенное влияние и геологические процессы.
По словам Токжанова, изменение климата сильно сократило осадки в бассейнах рек, вливающихся в Каспий, и в бассейне самого моря. В связи с годовыми изменениями температуры увеличилось и испарение воды с поверхностей водоёмов. Например, ежегодно с поверхности моря испаряется вода толщиной около двух метров.
"На сегодня вдоль рек понастроено такое бесчисленное количество гидротехнических сооружений, что некоторые государства сами могут не знать их точного числа. Кто-то поливает посевные поля, кто-то бахчи и огороды, а кто-то забирает воду для рыбо- и птице-хозяйственной деятельности, строя водохранилища. В целом есть около 130 рек, впадающих в Каспий, из которых самые крупные: Волга, Урал, Кура, Аракс, Терек. А есть реки, такие как Жем (Эмба), которые из-за пересыхания не доходят до Каспия. Все эти реки сильно обмелели. Летом в некоторых местах Урала (третья по протяжённости река в Европе, Волга – первая) люди переходят реку пешком, а раньше там корабли проплывали. Объём воды из Волги, откуда в Каспий прибывает около 80% воды, раньше ежегодно составлял 280-300 кубокилометров. Сейчас на 35-40 км3 меньше воды приходит", – сообщил Орынбасар Токжанов.
Говоря о геологических факторах, эколог рассказал, что Каспий появился в результате того, что дно океана поднялось и вода стекла в нынешние моря. И этот процесс поднимания земли происходит по сей день.
"Например, территория, на которой стоит город Актау, в год поднимается на 2,4 мм. За 10 лет это будет 2,4 см, а за сто лет – 24 см. За два века земля может подняться на 48 см, то есть почти на полметра. И поэтому, чем выше поднимается определённая часть суши, безусловно, тем дальше будет отходить от неё вода", – пояснил Токжанов.
Остановить уровень падения Каспия, по словам эколога, можно не только за счёт сокращения водозабора из впадающих рек, но и путём строительства водоканалов, соединяющих Каспийское море с другими морями и океанами. К примеру, с 2007 года РФ, Китай и Казахстан обсуждают проект воднотранспортного соединения Каспийского моря и Азово-Черноморского бассейна, а именно – строительства канала Евразия для выхода в океан.
"Тогда уровень Каспийского моря, который ниже мирового океана, может уровняться с уровнем Азовского и Чёрного морей. Я верю, что рано или поздно такой канал построят. Плюс к этому уже несколько лет подряд разные руководители Ирана заявляли, что планируют построить судоходный канал Каспий – Персидский залив. В таком случае в Каспий придёт вода из океана. Так или иначе мир и жители Евразии будут, на мой взгляд, стараться не потерять Каспийское море", – резюмировал Орынбасар Токжанов.
Площадь Каспийского моря – 390 тысяч км², максимальная глубина – 1025 м. Море окружают пять государств: Казахстан – 2320 км, Туркменистан – 1200 км, Азербайджан – 955 км, Иран – 724 км и Россия – 695 км.