39% опрошенных казахстанцев считают, что брак нужен для продолжения рода. Значит, брак без детей – это не брак?
На днях в Сети вышло интервью с общественным деятелем и политиком Тогжан Кожалиевой. В нём казахстанка призналась, что не могла родить сына, и поэтому была готова принять в семью вторую жену мужа – токал, и даже сама хотела выбрать девушку для своего супруга.
В Казнете это интервью вызвало резонанс. Многие комментаторы недоумевали, как в наше время женщины могут быть так толерантны к многожёнству.
Причём это не первый раз, когда публичные личности высказываются в поддержку полигамных отношений. Например, в 2021 году известная певица Майра Ильясова в интервью призналась, что выбрала для мужа вторую жену, которая родила ему сына.
Почему в современном Казахстане мы принимаем такое поведение? Для этого есть исторические, социальные, экономические или даже политические основания?
Раньше многожёнство было нормой
По словам историка Жаксылыка Сабитова, в казахском обществе многожёнство существовало в средние века и вплоть до начала XX века. Это была традиционная форма семейных отношений у зажиточных слоёв населения.
"Казахское общество было патриархальным, господствовали мужские ценности. Если вы почитаете казахский героический эпос, то поймёте, какое было мышление в те времена. Многожёнство было одним из признаков социального успеха. Если у тебя было большое потомство, ты был успешен", – рассказал Жаксылык Сабитов.
Кроме того, существовал очень важный социальный институт – аменгерлик, когда вдова выходила замуж за родственника покойного супруга. Для женщины это было своего рода социальной страховкой – она оставалась частью рода, её поддерживали, защищали.
В XX же веке в Казахстане началась борьба с многожёнством, были провозглашены принципы гендерного равенства.
Почему казахстанки соглашаются на роль токал
Сейчас в Казахстане многожёнство запрещено законом. Однако в обществе существует подобная социальная практика.
Семейный психолог Ольга Сон объяснила, что есть несколько причин, почему женщины в наше время соглашаются быть на вторых ролях.
Во-первых, многое идёт из семьи. По мнению психолога, важно то, что ребёнок видел в детстве, какая модель семьи была у его близких людей, знал ли он об изменах в семье. И девочки, и мальчики могут автоматически считывать такое поведение и воспроизводить его, думая, что это норма.
"Во-вторых, в нашем обществе до сих пор сильны установки о том, что девушка обязательно должна выйти замуж в молодом возрасте. Часто девочкам говорят "Стыдно быть не замужем", "Мужчин мало, останешься одна", "Соглашайся на то, что тебе предлагают". Таким образом окружающие оказывают на неё давление. У девушки появляется страх остаться одной и неуверенность в себе", – отметила Ольга Сон.
В-третьих, некоторых беспокоит материальный вопрос – девушка не уверена в том, что сможет себя обеспечить. Другие же ищут в мужчине отца, так как обычно в отношениях мужчины и токал бывает разница в 15-20 лет, а то и больше, считает психолог.
При чём тут деньги
Тем не менее Ольга Сон указала, что в нашем обществе это не так распространено. Лишь малая часть женщин соглашается быть не единственной женой.
"Многие женщины, имея четверых-пятерых детей, без образования и собственного жилья, не могут уйти от мужа. Поэтому они вынуждены терпимо относиться к полигамии. Думаю, если бы у них была финансовая возможность развестись, они бы не состояли в таких союзах", – считает психолог.
Президент Ассоциации Techno Women Азиза Шужеева добавила, что в казахстанском обществе сформировался стереотип о том, что женщина может получить доход только через мужчину.
"Из-за этого некоторые женщины считают, что могут быть второй и третьей женой при условии, что мужчина будет её обеспечивать. Такие стереотипы, к сожалению, формируются даже в образовательных учреждениях, когда школьницам и студенткам внушают, что они должны выйти замуж, а потом сделать всё остальное, вместо того чтобы настраивать их на экономическую независимость", – отметила Азиза Шужеева.
В чём смысл брака
Азиза Шужеева добавила, что многие, к сожалению, видят цель брака лишь в продолжении рода, особенно в рождении сыновей. Получается, если женщина не может родить – значит, брак не имеет смысла. По её мнению, мы искажаем понятия и забываем, что люди объединяются в семью ради любви.
"Мы воспринимаем женщину только как существо, которое должно реализовать свою репродуктивную функцию, а не как личность со своими чувствами и эмоциями. Это показывает низкое положение женщины в нашем обществе", – считает Азиза Шужеева.
В 2020 году Казахстанский институт общественного развития "Рухани жангыру" провёл опрос среди казахстанцев. 73% опрошенных на вопрос "Что значит для вас семья?" ответили, что считают её смыслом жизни. 39% людям семья нужна для продолжения рода, для 29% – для любви. 17% считают семью ответственностью, а около 2% видят в этом спасение от одиночества.
Несмотря на подобные положительные ответы, около 40% всех браков в Казахстане заканчиваются разводом. Согласно опросу Центра поддержки гражданских инициатив, 61% из 3000 респондентов заявили, что причина кроется во "вмешательстве родственников", 41% – во вседозволенности, 36% – в кризисе семейных ценностей и 28% – в эгоизме.
По мнению Ольги Сон, ещё одна причина, почему до сих пор существует многожёнство, – это то, что общество стало потребительским и теперь гонится за лёгкостью.
"Когда между мужем и женой возникают проблемы, то самый лёгкий способ – убежать и найти себе новую жену. А самый трудный путь – преодолеть сложности, которые возникли в паре, и договориться. Например, жена не может родить второго ребёнка. Современный мир предлагает множество решений, начиная от суррогатного материнства и усыновления, и заканчивая изменением своего мышления и принятием того, что один ребёнок – это тоже хорошо", – объяснила Ольга Сон.
Отметим, что в 2017 году Духовное управление мусульман выступило против суррогатного материнства, назвав его небогоугодным делом. Тогда там заявили, что если законная супруга не может родить, лучше, по шариату, взять вторую жену, способную к зачатию.
Наши ролевые модели
Азиза Шужеева подчеркнула, что должны быть ролевые модели, которые бы показывали, какими должны быть здоровые отношения, но на деле всё происходит наоборот.
В качестве примера приведём политика Амантая Асылбека, который заявлял, что "в Казахстане много одиноких женщин, и это национальная трагедия, потому что мы теряем потенциальных матерей, и многожёнство смогло бы разрешить эту проблему".
А несостоявшийся кандидат в президенты Жуматай Алиев говорил, что не осуждает мужчин, которые берут вторую жену, так как в Казахстане около миллиона незамужних женщин в возрасте 30 лет. По его словам, он радеет за то, чтобы у нас улучшилась демография и "было меньше одиноких сердец".
"У нас есть политики, которые не скрывают свою приверженность многожёнству. Они транслируют в общество подобные ценности, и люди считают это нормальной моделью поведения, потому что у нас нет своей выработанной национальной идеологии. К сожалению, мы ещё в поиске её, и поэтому постоянно поднимается вопрос многожёнства", – отметила Азиза Шужеева.