Комитет индустрии туризма разработал проект концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2025 года.
Как отмечают разработчики документа, Казахстан, как туристская дестинация, находится на раннем этапе своего становления.
Так, в 2019 году в страну прибыло 8,5 млн въездных посетителей, из которых порядка 90% – граждане стран СНГ. Среднее время, проведенное ими в стране, не превышало трое суток.
Недостаточную реализацию потенциала отечественного туризма отражает показатель выездного турпотока, который в 2019 году составил 10,7 млн человек с импортом туристских услуг на сумму 2,7 млрд долларов США. Между тем принятые для защиты от распространения коронавируса COVID-19 ограничительные и карантинные меры оказали сокрушительное влияние на туристскую отрасль во всем мире в 2020 году, – говорится в документе.
Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны. Большинство выезжало в ближайшие к городам природные места отдыха, национальные парки и курортные зоны. Поэтому внутренние турпотоки, по сравнению с въездными и выездными, сократились в меньшей степени.
Так, в 2020 году число внутренних туристов составило 4,5 млн человек, что меньше уровня 2019 года на 32,8 % (6,7 млн человек), но в 1,6 раза больше выездных туристов. Развитие внутреннего туризма стало новым трендом туристской отрасли в стране.
По различным экспертным данным, доходность деятельности отечественных туроператоров и турагентов снизилась на 50-60%. В разных регионах картина отличалась в лучшую или худшую сторону из-за влияния региональных факторов, наличия или отсутствия строгих ограничительных мер.
На данном этапе видится целесообразным создать максимально благоприятные условия и переориентировать зарубежные поездки соотечественников на внутренний рынок, а также акцентировать внимание на привлечение зарубежных туристов, сделав туризм в Казахстане безопасным и экологическим, с возможностью поддерживать практику социального дистанцирования, – считают в комитете.
Что предлагается
Как считают разработчики концепции, развитие туристской отрасли должно быть направлено на создание конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения занятости населения, стабильного роста доходов государства и населения за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: развитие инфраструктуры туризма, создание эффективного механизма государственного регулирования и поддержки туризма, формирование привлекательного туристского имиджа страны, повышение туристского потенциала, формирование приоритетной туристской территории (ПТТ) как дестинации со своим узнаваемым брендом внутри страны и за рубежом.
В комитете также назвали ряд проблем, мешающих развитию туризма. Это:
Среди сдерживающих факторов развития качественных турпродуктов и расширения их ассортимента указывается:
Также, считают в комитете, на данный момент на туристском рынке республики отсутствует какое-либо интегрированное приложение или платформа, которая смогла бы в полной мере обеспечить посетителей страны, а также внутренних туристов, всей необходимой информацией.
В настоящее время туроператоры предлагают практически одинаковые турпакеты (посещение наиболее известных достопримечательностей).
Вместе с тем необходимо расширять спектр предложений и повышать информационную доступность с помощью более креативных, инновационных решений, что позволит увеличить число повторных поездок и посещений.
Одним из сдерживающих факторов развития туризма в Казахстане является ограниченность географии пассажирских авиа- и железнодорожных перевозок, сложность логистики до туристских объектов.
Вместе с тем в "клиентском пути" туриста транспортная составляющая в цене туристского продукта составляет 50% и более. В этой связи необходимо обеспечить доступ к туристским объектам, а также комфорт по пути следования туриста, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы и автостанции, – говорится в документе.
Также отмечается, что качество автомобильных дорог вкупе с дороговизной авиабилетов и дефицитом железнодорожных билетов в пиковые сезоны являются главными преградами для отдыха внутри страны на туристских дестинациях озер Алаколь, Балхаш, в Имантау-Шалкарской курортной зоне и пр.
Цены на билеты казахстанских авиакомпаний также остаются высокими для конечных потребителей и формируются на основе рыночных механизмов ценообразования, исходя из спроса и данных о пользователе, то есть используется динамическое ценообразование, при котором цены могут поддерживаться, повышаться и снижаться в зависимости от спроса, заблаговременности покупки авиабилета, дня недели выполнения рейса, времени вылета рейса и т.д.
Требует пристального внимания и железнодорожная составляющая доступности туристских дестинаций.
Согласно проведенному анализу железнодорожной доступности определено, что увеличение количества пассажирских вагонов, а также их обновление, в первую очередь необходимо направить на маршруты, ведущие на курортные зоны озера Алаколь, как с восточной, так и с южной стороны. Ежегодно туристы, следующие на озеро, испытывают большой дефицит билетов, в то время как качество вагонов оставляет желать лучшего.
Отдельным вопросом стоит подготовка линейного персонала для сферы туризма.
Кроме того, имеется потребность в обучении местного населения в отдаленных регионах с высоким туристским потенциалом для вовлечения местных жителей в оказание услуг при приеме туристов, что способствует обеспечению занятости и увеличению доходов в сельской местности, – указывается в концепции.
Туристский бренд
Говорится в документе и о необходимости создания национального туристского бренда.
Национальный туристский бренд не только содействует распространению информации о государстве, но и формирует общественное мнение о нем и, как следствие, способствует его развитию. Концепция туристского бренда состоит из айдентики и качественной коммуникации, но прежде всего - это стратегия, позволяющая выделить страну на карте и популяризировать не только въездной, но и внутренний туризм, - указывается в тексте.
Как отмечается, с 2007 года, несмотря на проводимую работу по разработке и развитию странового бренда, Казахстан до сих пор не имеет четко выраженного имиджа своей истории и страны в целом.
Правильный подход в формировании бренда территории основывается на использовании позитивного имиджа страны, тем самым придает ей узнаваемость, стимулирует развитие туризма, производственного сектора, а также привлечение инвестиций, – считают разработчики.
К концепции также прилагается план действий по ее реализации. Среди намеченных мероприятий, в частности, предусмотрено повышение транспортной доступности туристских дестинаций за счет увеличения количества авиарейсов, открытия новых авианаправлений, а также увеличения подвижного пассажирского железнодорожного состава и его обновления, строительство автодорог, повышение сервисных услуг и т.д.
Документ размещен на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 8 ноября.
Стоит отметить, что в глобальном Индексе конкурентоспособности путешествий и туризма Всемирного экономического форума-2019 Казахстан занимает 80-е место из 140 стран, улучшив свои позиции по сравнению с предыдущим индексом 2017 года – 81-е место (оценивается один раз в два года, лучшие страны в рейтинге – Испания, Франция и Германия, худшие – Йемен, Чад и Либерия). Рейтинг учитывает ряд факторов, обеспечивающих устойчивое развитие сектора путешествий и туризма.