Министерство образования и науки подготовило проект Правил оценки особых образовательных потребностей.
Выделяются две группы детей с особыми образовательными потребностями в зависимости от причин трудностей обучения.
К первой группе относятся дети с ограниченными возможностями развития:
-
нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие при средней потере слуха в речевой области от 40 до 80 децибел, в том числе дети после кохлеарной имплантации) с общим речевым недоразвитием 1-3 уровня;
-
нарушениями зрения (незрячие – с полным отсутствием зрительных ощущений, с светоощущением или остаточным зрением до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками и слабовидящие – с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией очками);
-
нарушениями интеллекта (с умственной отсталостью);
-
задержкой психического развития;
-
нарушениями речи (с общим недоразвитием речи 1-3 уровня, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, ринолалией, дизартрией, тяжелым заиканием, нарушениями письменной речи (дислексией, дисграфией));
-
трудностями усвоения отдельных школьных навыков вследствие недостаточности различных психических функций (умственной работоспособности, восприятия, внимания, памяти).
-
нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-
эмоционально-волевыми расстройствами: нарушениями общения и социального взаимодействия (аутизмом), нарушениями и трудностями поведения;
-
со сложными (сочетанными) нарушениями.
Для первой группы детей, трудности обучения которых обусловлены ограниченными возможностями развития, предусматриваются следующие виды услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей:
-
изменение учебного плана и учебных программ;
-
изменение способов и критериев оценивания результатов обучения;
-
использование вариативных, специальных и альтернативных методов обучения, в том числе основанных на принципах прикладного анализа поведения;
-
подбор учебников и УМК, подготовка индивидуальных учебных материалов;
-
специальная психолого-педагогическая поддержка педагога-психолога, специального педагога (в том числе олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда (учитель-логопед), педагога-ассистента;
-
выбор программы обучения (общеобразовательная, специальная);
-
создание безбарьерной среды и адаптация учебного места;
-
обеспечение компенсаторными и техническими средствами;
-
сопровождение социального педагога;
-
услуга индивидуального помощника для детей с инвалидностью, имеющих затруднения в передвижении предоставляется организациями социальной защиты на основании реабилитационно-экспертного заключения медико-социальной экспертизы.
Ко второй группе относятся дети, не имеющие нарушений умственного и физического развития, их особые образовательные потребности обусловлены социально-психологическими и иными факторами, препятствующими их включению в образовательный процесс:
-
с микросоциальной и педагогической запущенностью, воспитывающиеся в социально уязвимых семьях;
-
испытывающие трудности в адаптации к местному социуму (беженцы, мигранты, кандасы);
-
дети с инвалидностью вследствие соматических и иных заболеваний.
Для детей второй группы предусматриваются следующие виды услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей:
-
индивидуальный подход в обучении без изменения учебного плана и учебных программ;
-
организация дополнительных занятий за счет вариативного компонента типового учебного плана;
-
адаптация учебного места;
-
поддержка школьного психолога;
-
поддержка социального педагога.
Основанием для предоставления услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей детей второй группы является рекомендации службы психолого-педагогического сопровождения и/или педагогического совета организации образования.
Как отмечается, оценка особых образовательных потребностей у детей осуществляется в организациях общего и специального образования и психолого-медико-педагогических консультациях.
Порядок оценки особых образовательных потребностей в организациях образования:
-
учитель (воспитатель) выявляет детей с особыми образовательными потребностями в ходе учебно-воспитательного процесса, используя наблюдение социально-эмоционального благополучия и особенностей учебно-познавательной деятельности каждого ученика (воспитанника), а также критериальную оценку достижений школьников;
-
специалисты психолого-педагогического сопровождения с согласия родителей (законных представителей) осуществляют углубленное обследование и оценку особых образовательных потребностей детей с трудностями обучения;
-
детям с выраженными трудностями обучения по результатам углубленного обследования специалистами психолого-педагогического сопровождения организации образования рекомендуется дальнейшая оценка особых образовательных потребностей в ПМПК;
-
особые образовательные потребности детей в кабинетах психолого-педагогической коррекции и реабилитационных центрах определяются на основе результатов междисциплинарной командной оценки.
В частности, изменение учебного плана и учебных программ рекомендуется в виде адаптации типовых учебных общеобразовательных и специальных программ;
разработки индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ по рекомендации ПМПК для детей с нарушением интеллекта и детей, имеющих стойкие трудности в усвоении отдельных учебных предметов.
При этом изменение способов и критериев оценивания результатов обучения рекомендуется при обучении по специальным, индивидуальным и адаптированным учебным программам.
Подбор учебников и учебных методических комплексов (УМК), подготовка индивидуальных учебных материалов осуществляется в соответствии с содержанием рекомендованной учебной программы и используемыми методами обучения.
Специальная психолого-педагогическая поддержка рекомендуется:
-
логопеда – детям с нарушениями речи;
-
олигофренопедагога (дефектолога) – детям с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития;
-
сурдопедагога – детям с нарушениями слуха;
-
тифлопедагога – детям с нарушениями зрения;
-
педагога-психолога – детям с нарушениями общения и социального взаимодействия, поведенческими нарушениями.
Также определены критерии, при которых необходимо сопровождение педагога-ассистента учащимся с нарушениями поведения.
При этом сопровождение педагога-ассистента в школе рекомендуется на постоянной или на временной основе – до формирования способности ребенка учиться самостоятельно в классе/группе.
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями организуется в:
-
специальных дошкольных и школьных организациях образования;
-
специальных классах (группах), создаваемых в общеобразовательных школах (детских садах) по видам нарушений развития;
-
общеобразовательном классе по адаптированным учебным программам или по индивидуальному учебному плану и индивидуальным учебным программам.
-
с нарушением интеллекта по отдельным учебным предметам по индивидуальной учебной программе;
-
при наличии 4-6 детей с поведенческими нарушениями и необходимых условий (кадрового и материально-технического обеспечения) в организациях образования открывается кабинет с обучением детей на основе принципов прикладного анализа поведения;
-
обучение на дому по заключению врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья ребенка. Обучение на дому сочетается с посещением отдельных уроков в школе, в том числе коррекционно-развивающих занятий, по заключению лечащего врача.
Проект документа размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 6 декабря.
Источник