6 июля Иран уведомил Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) о намерении производить металлический уран с уровнем обогащения до 20 процентов для использования в качестве реакторного топлива. Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик отметила, что данное решение Тегерана вносит дополнительный элемент напряженности в проводимые с апреля переговоры по восстановлению "ядерной сделки", передает Tengrinews.kz.
Так, после объявления Ираном своего решения главы МИД Великобритании, Франции и Германии в совместном заявлении назвали шаги Тегерана серьезным нарушением обязательств по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД). Эксперт напоминает, что аналогичный политический месседж прослеживался в выступлениях представителей администрации Джо Байдена. В частности, официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил, что "продвижение Ирана в ядерной сфере будет влиять на мнение" США о возвращении к "ядерной сделке".
Последние действия Тегерана вызывают определенную озадаченность и у российской стороны, говорит Лидия Пархомчик. Так, постоянный представитель России при МАГАТЭ и других международных организациях в Вене Михаил Ульянов выразил опасения, что в своем стремлении вести переговорный процесс на собственных условиях Иран "заходит слишком далеко".
Однако при этом Москва все же склонна выступать на стороне Тегерана, заявляя, что решение повысить уровень обогащения до 60 процентов, а также начать производство металлического урана является ответом на "безобразную политику максимального давления" со стороны США.
В подобных обстоятельствах затягивание начала седьмого и, возможно, финального раунда переговоров по восстановлению СВПД может не только поставить под угрозу непрямые американо-иранские консультации, но и значительно ослабить степень доверия в формате диалога "5+1", говорит она.
Лидия Пархомчик считает, что нужно признать, что за прошедшие шесть раундов консультаций по согласованию условий восстановления СВПД был достигнут значительный прогресс. Об этом неоднократно заявлял ответственный за переговорный процесс в Вене министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф. Однако 20 июня, то есть на следующий день после официального объявления результатов президентских выборов в ИРИ, иранская делегация была отозвана для получения дальнейших инструкций.
Как и ожидалось, победа на выборах представителя ультраконсервативного крыла в лице Эбрахима Раиси неминуемо отразилась на динамике переговоров.
Так, в иранском Меджлисе подготовили проект, запрещающий любые переговоры Ирана с США, за исключением одобренных парламентариями. Нужно отметить, что достигнутые в 2015 году договоренности с США, которые легли в основу СВПД, изначально не были одобрены Меджлисом.
При условии, что консерваторы контролируют законодательную власть, а избранный президент выступает за проведение жесткой линии поведения в отношении Вашингтона, можно не сомневаться, что проект в скором времени получит статус закона.
"В настоящее время переговорщики по восстановлению "ядерной сделки" успешно преодолели свыше 90 процентов разногласий на пути к восстановлению СВПД. При этом вовлеченные в процесс стороны не устанавливают крайнего срока для старта очередного раунда консультаций. Так как взятая Тегераном пауза в переговорах во многом обусловлена факторами внутреннего характера, шансы на успешное завершение переговорного процесса остаются высокими", - заключила эксперт.