В Узбекистане снова кардинально меняют систему выплаты пенсий, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Podrobno.uz.
Изменения предусмотрены постановлением президента "О мерах по дальнейшему упрощению процесса назначения государственных пенсий и совершенствованию системы доставки пенсий и пособий гражданам".
Главные изменения - выдача пенсии наличными, доставка ее до дома, отмена монополии "Народного банка" и упрощение бюрократии при ее назначении.
Среди основных изменений:
Начиная с 1 января 2022 года выплата государственных пенсий, социальных пособий, компенсаций и иных выплат, финансируемых внебюджетным пенсионным фондом, осуществляется коммерческими банками и иными специализированными организациями, отобранными на основе тендеров, проводимых отдельно по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту каждые три года. Сейчас это монопольное право предоставлено "Народному банку".
При этом в соответствии с договорами, заключенными с коммерческими банками и иными специализированными организациями, отобранными на основе тендера, на них возлагается обязательство по доставке пенсий и пособий непосредственно в сходы граждан махаллей и по адресу проживания граждан в форме наличных денежных средств.
Исходя из условий доставки пенсий и пособий принимающими участие в тендере коммерческими банками и иными специализированными организациями в здания сходов граждан махаллей или по адресу проживания граждан, оплата за услугу может составлять до одного процента от суммы выплачиваемой (доставляемой) пенсии и пособия в дифференцированном порядке.
При этом расходы, связанные с доставкой пенсий и пособий, оплачиваются пенсионным фондом и республиканским бюджетом, это никак не повлияет на размеры получаемых пенсий и пособий.
Начиная с 1 июля 2022 года при назначении государственных пенсий отменяется истребование от граждан документов о трудовом стаже, заработной плате, периодах обучения в высших образовательных учреждениях и военной службы.
При этом для граждан, не работающих на момент возникновения права выхода на пенсию, внедряется услуга внесения в межведомственный программно-аппаратный комплекс "Единая национальная система труда" (ЕНТС) сведений о трудовом стаже согласно их трудовым книжкам путем обращения указанных граждан в центры содействия занятости.
Назначение государственных пенсий осуществляется на основании электронных данных, внесенных в МПАК ЕНСТ. При этом документы о трудовом стаже, заработной плате, периодах обучения в высших образовательных учреждениях и военной службы граждан пенсионный фонд получает через МПАК ЕНСТ на основе электронного документооборота.
Для назначения государственных пенсий от граждан потребуется паспорт либо идентификационная ID-карта.