88 тысяч владельцев автомобилей с российскими номерами в Казахстане рискуют оказаться вне закона. Оказалось, что многие машины на момент продажи были зарегистрированы в России, однако позже их прежние владельцы сняли ТС с учета, и таким образом эти машины повисли в воздухе: они не состоят на регистрационном учете ни в Казахстане, ни в России. Часть авто и вовсе признаны криминальными либо состоят в угоне.
По какой причине казахстанцы массово покупали авто на российских номерах? Почему только сейчас стало известно об этих 88 тысячах автомобилей? И как можно разрешить проблему, возможна ли некая "амнистия" для автовладельцев? Корреспондент поговорил с председателем Независимого автомобильного союза Эдуардом Эдоковым.
Почему казахстанцы стали покупать автомобили с российскими номерами? В чем их преимущество?
На самом деле какого-то особого преимущества у российских автомобилей нет. Просто
эти машины были куплены в РФ и завезены в Казахстан по доверенности.
Основная причина в том, что эти машины покупаются дешевле, причем значительно дешевле, учитывая, что покупаются они без снятия с учета в России и без постановки на учет в Казахстане. Те, кто покупает эти машины, они не платят утилизационный сбор, они не платят за первичную регистрацию ТС. Если такая машина здесь стоит 10 миллионов тенге по нашим деньгам, то в РФ они покупают ее, условно, за 5 миллионов и катаются, пока не сталкиваются с теми проблемами, с которыми они столкнулись сейчас.
Самая основная причина этого, что казахстанцы вынуждены искать какие-то лазейки и пытаться купить нормальную машину по нормальной цене.
Я вам приведу реальный пример. По рабочим нуждам мне нужно было купить 3 небольших джипа. В США я их мог взять по 3 тысячи долларов. Для того чтобы эту машину поставить на учет здесь, с меня государство захотело взять 10 тысяч долларов за каждую машину. То есть это первичная регистрация, налог, растаможка и прочее. Это просто бред.
Когда все эти сборы ввели, очень резко сократился ввоз подержанных автомобилей в Казахстан, а наш автопарк стал катастрофически стареть. Потому что ничего не обновляется. И вот подобные ситуации с кыргызскими машинами, с армянскими машинами, с российскими теперь.
Чем объясняло государство дорогую первичную регистрацию и утильсбор?
Утильсбор якобы нужен для того, чтобы все эти машины, которые свой срок эксплуатации отслужили, не валялись на дорогах. Вы где-нибудь видели валяющиеся автомобили? Я тоже не видел. Вот вы завезете автомобиль стоимостью 3 тысячи долларов, а утилизация на ваш автомобиль будет составлять 4 тысячи долларов. Вы должны заплатить 4 тысячи долларов за машину, которую вы привезли из-за рубежа, чтобы кто-то ее когда-нибудь утилизировал. Я вам голову на отсечение даю, что никто и никогда ее утилизировать не будет, потому что, когда пройдет 20-30 лет, ее продадут на запчасти и никакой утилизации она не дождется. А деньги с вас уже взяли.
Например, утилизационный сбор в Германии составляет примерно 100 евро, а у нас - от 1,5 до 4 тысяч долларов. Почувствуйте разницу. Почему так дорого?
Мы, потребители, вы и я, вынуждены платить дорогую первичную регистрацию и утильсбор. Это все преподносится под соусом поддержки нашего так называемого автопрома. Соответственно, люди и несутся: в Кыргызстан за праворульными, в Армению, в Россию точно так же. Вот она - причина основная. Потому что наше государство обложило непомерными всякими оброками возможность гражданам ввезти подержанный автомобиль.
Раньше как было: я купил автомобиль 2010 года, ездил на нем 3-5 лет, затем я его продаю и покупаю посвежее. То есть потихонечку автопарк худо-бедно обновлялся. Сейчас этого нет. Сколько завезли в льготку 10-15 лет назад подержанных автомобилей, вот они и остались. Сейчас автопарк 20-летний, и он стареет, стареет и стареет. И вот вся эта беда: казахстанцы не очень богатеют, а машины многим нужны для выживания и для бизнеса, люди используют всякие лазейки. Но не задумываются о том, что дергают спящего тигра за усы, то есть государство. Да, может, какое-то время и поездят, потом он просыпается - и хрясь лапой всех. И вот так было с кыргызскими автомобилями чуть ли не ежегодно, так было с армянскими автомобилями, а сейчас с российскими.
Почему именно сейчас начали выявлять российские авто?
У нас, к сожалению, в Евразийском союзе, если вы купили авто в России, здесь по официальным базам его нельзя было посмотреть. Если машину угнали в России – вы не видите это в Казахстане, потому что нужно сделать запрос, пока он туда идет, пока они ответят, машина уже трижды может быть перегнана сюда, и уже никто об этом ничего не знает. Сейчас это именно так.
Поэтому теперь пытаются сделать единую базу данных, интегрировать, чтобы мы по базе видели информацию о машине. Вбить номер этой российской машины и увидеть, что она, например, в угоне. А сейчас этого нет.
Россия нам предоставила список из 88 тысяч автомобилей, и Казахстан начал проверять. Одну машину нашли, третью, 25-ю и так нашли кучу всяких разных автомобилей.
Владельцы машин с российскими номерами не купили ее в прямом смысле, оформив договор купли-продажи, сняв с учета, привезя сюда, поставив на учет. Ничего подобного. Они деньги заплатили, но машина передана им по генеральной доверенности.
По гендоверенности машина стоит на учете в России. Вы прекрасно на ней ездите, у вас есть генеральная доверенность на эту машину. Но российский хозяин потом с себя (с учета) машину снимает, потому что ему же еще налоги всякие начисляются. И все, машина снята с учета в России. А вы об этом не знаете абсолютно, что там с ней сделано, снята она с учета, не снята. Либо эта машина может быть угнанной, а вам по левым документам продали. Вы об этом не знаете, катаясь на ней в Казахстане. И сейчас все эти случаи начинают выявляться. Потому что Россия выкатила нам список, и мы теперь хотим порядок навести. Получается, что машина не числится ни в российской ГАИ, ни в казахстанской. Потому что она на российских номерах. А эти номера уже недействительны, все, машина уже снята с учета.
Есть определенный порядок. Машина должна быть зарегистрирована либо там, либо здесь. А так она, получается, из правового поля вообще выпадает.
Сейчас в этом плане пытаются навести порядок. И я за. Но люди, которые купили, погнавшись за дешевизной, страдают. Соответственно, они не платили налог, первичную регистрацию, утильсбор, потому что это российская машина.
Как вы видите сейчас решение проблемы? Ведь тысячи водителей попали в эту ситуацию...
Решение, к сожалению, не понравится тем, кто эти машины покупал. Эти машины надо ставить на учет.
Если она чистая, некриминальная, не в угоне, то да: платить утильсбор, первичную регистрацию, плакать и ставить на учет. Или обратно ее куда-то в Россию сдавать.
То есть обратно везти ее в Россию и продать? Это возможно?
Только если там нет какого-то ограничения: ведь машина в России снята с учета и теперь числится между небом и землей. Можно ли ее пригнать обратно в Россию и там продать? Теоретически, наверное, да. Если она некриминальная и не угнана. Но, наверное, в России, тоже есть определенные сроки, машина не может быть бесконечно без учета. Может быть, в течение месяца она должна была быть поставлена на учет. То есть, если автовладелец эти сроки нарушил, вероятно, придется заплатить какой-то штраф. Я не знаю российское законодательство в этом плане.
А если машина криминальная или угнанная, что будет с ней?
Машину заберут в качестве вещдока, и все. Получается, что да, автовладелец потеряет машину. Но он может предъявить претензии продавцу. Если, конечно, найдет его.
А возможна ли какая-то амнистия для водителей, которые купили авто с российскими номерами, как вы считаете?
Вы знаете, около 10 лет все это длится, и все просят амнистию. Вот, допустим, стоит машина 10 миллионов тенге, а вам предлагают купить ее за 5 миллионов. И вы с радостью ее покупаете, а потом просите амнистию, ну как так? Государство не обязано отвечать за ваши коммерческие сделки, за то, что вы покупаете.
Вы покупаете фактически ворованную машину, катаетесь на ней, а потом, когда все выясняется, говорите: ой, давайте мне амнистию сделайте, я же не знал.
Согласитесь, это как-то неправильно. Владельцы, покупая такую машину, используя лазейку, заплатив в 2 раза меньше, наверное, они отдают себе отчет, что в этом есть определенные риски.
Ведь есть добросовестные покупатели, которые купили российскую машину, все сборы заплатили, честно и добросовестно. Они тоже отрывали от себя эти деньги – первичную регистрацию, утильсбор, налог, и им никто ведь эти деньги не вернет. Давайте тогда всем сделаем амнистию.
У меня позиция в этом плане такая: человек, покупая что-то за рубежом, вступает во внешнеэкономическую торговлю, он должен думать о своих рисках. И это ответственность не государства, это ответственность покупателя.