Агентство по делам государственной службы разработало проекты концепции и закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы".
Указывается, что глава государства в Послании народу "Казахстан в новой реальности: время действий" поставил конкретную задачу по изменению подходов к государственному управлению, кадровой политике, системе принятия решений и ответственности за их выполнение.
Действующая модель государственного управления, основанная на административно-контрольной форме взаимодействия государства и населения, не в полной мере отвечает ожиданиям населения. Вследствие чего назрела необходимость формирования сервисной и "человекоцентричной" модели государственного управления, в которой главными ценностями являются граждане и их благополучие, - говорится в документе.
Так, предлагаемый законопроект направлен на упрощение процедур прохождения государственной службы и установления базовых требований с переводом промежуточных вопросов на уровень подзаконных актов.
Кроме того, анализ работы по рассмотрению обращений граждан и проблемные вопросы практики применения законодательства о государственной службе свидетельствуют о необходимости совершенствования отдельных положений закона "О государственной службе Республики Казахстан".
В связи с чем предлагается принятие комплекса законодательных мер.
1. По корректировке понятийного аппарата закона
Для точного определения целей совершенствования законодательства в сфере государственной службы необходимо внесение поправок в понятийный аппарат в части корректировок понятий: "политический государственный служащий", "квалификационные требования", "государственная служба", "временная вакантная должность" и др.
В том числе, предлагается пересмотреть понятие "служебная этика государственных служащих" и определить основные требования к морально-этическому облику госслужащих стандартам служебной этики.
2. По нормам распространения действия закона
Учитывая единство государственной службы предлагается предусмотреть нормы по распространению действия закона наряду с государственными служащими, проходящими правоохранительную службу также и на государственных служащих, проходящих военную и специальную службу с особенностями, предусмотренными законодательными актами РК.
Также предлагается лиц, осуществляющих деятельность в государственных органах на основании трудового договора в соответствии с трудовым законодательством РК, в том числе иностранных работников государственных органов исключить из списка лиц, на которых действие настоящего Закона не распространяется.
3. По прохождению госслужбы
Так¸ статья 12 закона о государственной службе предусматривает полномочия руководителей аппаратов центральных государственных органов по назначению на госдолжность по итогам конкурса, которые требуют согласования с вышестоящими должностными лицами.
Данные согласования ставят под сомнение легитимность результатов конкурса, в связи с чем необходимо исключить согласование с вышестоящими должностными лицами при назначении на госдолжность по итогам конкурса, - отмечают разработчики документа.
Кроме того, в целях рационального распределения полномочий между заместителями первого руководителя и руководителем аппарата предлагается пересмотреть и другие нормы регулирующие полномочия руководителя аппарата.
Кроме того, для расширения применения принципа профессионализма госслужащих, а также обеспечения более эффективного использования профессионального потенциала госслужащих предлагается наложение дисциплинарного взыскания в виде понижения в государственной должности при наличии следующей вакантной нижестоящей государственной должности, за исключением временно вакантной государственной должности, и соответствии госслужащего квалификационным требованиям, установленным к данной государственной должности.
Данная мера позволит повысить привлекательность госслужбы за счет поддержки профессионалов, - говорится в документе.
Например, по состоянию на 31 декабря 2020 года сменяемость государственных служащих по республике составляет 22 338 человек или 23,1 % от штатной численности государственных служащих, в том числе чистая сменяемость (уход в частный сектор, организации квазигосударственного сектора, в связи с подачей в отставку, с иными причинами по собственному желанию) – 4 823 человек или 5 %; в связи с уходом на пенсию сменяемость составила 896 или 4 % от общей сменяемости. Сменяемость по отрицательным мотивам в 2020 году составила 301 человек (0,3 % от штатной численности).
Также говорится о необходимости определить единый подход при повторном назначении на госслужбу, в течение которого государственная служба не считается прерванной.
Так, законопроектом предлагается определить, что государственный служащий не считается вновь поступившим на государственную службу после ее прекращения, в случае занятия им государственной должности, не позднее следующего рабочего дня после его увольнения с предыдущей должности, за исключением ряда случаев.
Документ также предусматривает, что политические государственные служащие и отдельные категории административных служащих корпуса "Б" оцениваются в специальном порядке, определенном законодательством, в связи с чем, оценка деятельности государственных служащих, предусмотренной статьей 33 закона, не должна распространяться на политических государственных служащих.
Для обеспечения эффективного использования профессионального потенциала при прохождении государственной службы и совершенствования управленческих компетенций служащих предусмотрена ротация кадров. В 2019 году ротировано 12 служащих корпуса "Б", в том числе 5 служащих по схеме "регион-регион", 5 служащих - "центр-центр", 2 человека в пределах одного региона.
Теперь предлагается установить осуществление ротации государственного служащего в другую местность в пределах максимально допустимого срока их пребывания на занимаемой должности.
Предлагаемая норма затрагивает права государственных служащих, являющихся инвалидами, беременными, одинокими родителями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет, имеющими (являющимися опекунами) детей-инвалидов, в том числе усыновленных (удочеренных), многодетными родителями (опекунами) или на иждивении которых находятся престарелые родители, - поясняют в агентстве.
Законопроектом также предлагается предоставление государственному служащему, ротируемому в другую местность, служебного жилища без права приватизации.
При этом данная норма дополняется положением о том, что по истечении максимально допустимого срока пребывания на занимаемой должности (8 лет), государственный служащий подлежит ротации либо понижению в должности, либо освобождению от занимаемой должности, даже в случае отсутствия возможности предоставления служебного жилища.
Ознакомиться с полным текстом документов можно на сайте "Открытые НПА", где они размещены для публичного обсуждения до 7 декабря.