Есть в Восточно-Казахстанской области село Садовое, чей упадок начался вместе с развалом Советского Союза. Хозяйство, на котором держался населенный пункт, обанкротилось, люди постепенно разъехались. К 2019 году жилых здесь было всего несколько домов. В тот же год Садовое навсегда исчезло с официальных карт: его упразднили, а те дома, в которых еще жили люди, прикрепили к ближайшей деревне. Корреспонденты посетили Садовое, ожидая увидеть навсегда покинутый людьми поселок. Но с удивлением обнаружили, что жизнь сюда, наоборот, возвращается.
Садовое находится всего в 7 километрах от районного центра - города Шемонаихи. До границы с Россией здесь меньше 30 минут езды.
На въезде в поселок нас встречают руины, оставшиеся от некогда расположенной здесь базы свинокомплекса. Когда-то на этом предприятии работали десятки людей. Жили неподалеку - в Садовом.
Когда-то в Садовом было все для комфортной жизни: клуб, магазин, медицинский пункт, школа и детский сад.
После развала Советского Союза руководство свинокомплекса поддерживало работу до 1998 года. Когда было принято решение о закрытии, животных увезли, а люди остались без постоянного заработка. Кто смог трудоустроиться в другое место, остались в Садовом. Остальные разъехались.
Наши корреспонденты уже навещали этот поселок зимой 2020 года. В тот раз мы познакомились с пенсионеркой Паузией Мухаметжановой, а также с ее соседями - Ермеком и Валентиной. Тогда они рассказали, как закупались продуктами на месяц вперед и как сидели по несколько дней дома, если за окном сильная снежная буря. И как добирались до Шемонаихи на попутках, ведь между населенными пунктами нет автобусного сообщения.
Сейчас на дверях домов, в которых они жили, висят замки.
Как оказалось, Паузия Мухаметжанова переехала к внуку в Шемонаиху и сейчас присматривает за правнуком. Ее соседа Ермека весной того же года не стало. Валентина же уехала к детям в Россию.
Дома, в которых они жили, сейчас выкуплены пчеловодами.
Последними коренными местными жителями можно считать семью, чье жилище стоит на краю поселка. Как рассказала хозяйка дома Мадина, она переехала сюда из Талдыкоргана 30 лет назад, когда вышла замуж.
"Мы здесь живем, потому что брали кредит на развитие хозяйства. Коров доим, в Шемонаихе потом молоко продаем. Мясо птицы продаем. Но здесь очень хорошо: чистый воздух, замечательная природа. Мои родители, братья и сестры - все в Талдыкоргане. Мы их часто навещаем. Но все равно сюда тянет. Погода, природа, человеку что надо, все здесь есть. Огород свой", - говорит Мадина. На просьбу сделать фотографию она ответила отказом.
Мадина рассказала нам, что в этот поселок с недавних пор возвращается жизнь благодаря пасечникам, которые выкупают дома, а на участках устанавливают ульи.
Заглядываем в один из домов. Количество ульев не сосчитать. В воздухе слышен гул от жужжания пчел. Нас встречает пасечник Вениамин Павлович. До пенсии он 15 лет возглавлял ветеринарную службу района. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, решил заняться пчелами, как когда-то его родители и бабушка с дедушкой.
"Заходите, не будем нарушать обычай пасечников. Приглашаю вас на чай с медом", - сказал Вениамин Павлович. Отказываться не смеем.
Вениамин Павлович оказался очень скромным. Как мы ни пытались его уговорить, фотографироваться он не захотел. Зато он с удовольствием рассказал о своих друзьях и знакомых, которые добились успеха в жизни: получили степень, написали книгу.
На этой пасеке Вениамин Павлович трудится не один. Помогает ему Мубарак Рахимбаевич, также в прошлом ветеринарный врач.
По словам пасечников, расположение Садового очень удобное. Рядом много цветущих растений. Поля подсолнуха и гречихи. Мед получается очень вкусным.
Отметим, что условия съемки близки к экстремальным. В то время как Мубарак Рахимбаевич в защитном костюме, наш фотограф ходит между ульями в штанах и футболке.
"Главное, не отмахивайся от них, они просто так не ужалят", - дают совет пчеловоды.
Не обращать внимания на постоянно бьющихся о кожу пчел трудно.
Но по итогу действительно ни одна так и не ужалила.
По словам пасечников, таких, как они, в Садовом становится все больше. Пчеловоды узнают о том, что здесь недорого продаются дома, покупают их и устанавливают на участках ульи.
Один из домов, к примеру, был куплен за 100 тысяч тенге.
Во время беседы в гости к Вениамину Павловичу заглянул начинающий пасечник по имени Казиз. В прошлом он работал пожарным, сейчас на пенсии.
"У нас здесь медоносный район. Почему бы не заняться пчелами, затрат практически нет. Это для меня одновременно хобби, работа и небольшой доход. На моем участке в Садовом около 10 ульев всего", - рассказал он.
"Когда я работал пожарным, был случай, который я до сих пор помню. Выезжали мы на пожар: у бабушки одной дом сгорел, потолок обрушился. Что успели, потушили и уехали. Буквально через несколько дней снова вызов в эту же деревню, сено загорелось. Ну, мы сено тушим, и бабушка та приходит, у которой дом сгорел. Она мне переходную гайку протягивает для соединения рукавов: "сыночек, вы забыли в тот раз". Представьте, бабушка без дома осталась, ей бы об этом переживать, а она место себе не находила из-за того, что мы там эту переходную гайку оставили. Меня тот случай так тронул за сердце", - вспоминает Казиз.
Напоследок Вениамин Павлович предлагает примерить защитный костюм пасечника. В сочетании с шортами смотрится необычно и весело.
"Некоторые люди приезжают за медом и просят сфотографировать, как будто они у себя на пасеке, чтоб друзьям показать. Вот вы тоже потом коллегам покажете, скажете, на пасеке трудился", - смеются пчеловоды.
К слову, по возвращении домой фотографией в защитном костюме пчеловода я похвастался дедушке, который в прошлом был пасечником.
Так в Садовое постепенно возвращается жизнь. Может, и не та, что была 30 лет назад, но она есть. И эту жизнь тут буквально можно услышать благодаря летающим от цветка к цветку пчелам. А ведь картина могла быть совсем иная.
Источник.https://tengrinews.kz/article/v-zabroshennoe-selo-v-vko-vozvraschaetsya-jizn-1814/