Президент Касым-Жомарт Токаев встретился с бизнесменами в Акорде. Глава государства откровенно заявил, что "инвестиции в производства будут рассматриваться как серьезная заявка на то, чтобы доказать законность происхождения активов". Что имел в виду Президент и каких шагов он ждет от крупного бизнеса, корреспондент Tengrinews.kz узнала у экспертов.
Политолог, директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев считает, что бизнесменам с легальным происхождением капитала бояться нечего.
"Это не те средства, которые добыты по серым схемам и выведены через офшоры. Это то, что законно заработано на территории Казахстана. При этом крупным бизнесменам, к которым могут возникнуть вопросы по поводу происхождения их капиталов и активов, был дан намек на то, что шанс реанимировать и сохранить свои позиции у них есть, если они будут осуществлять существенные вложения в казахстанскую экономику, в новые обрабатывающие производства", - отметил эксперт.
Политолог считает, что в словах Президента звучал прямой посыл о необходимости строить новые комбинаты, фабрики, заводы с глубокой переработкой, если крупный бизнес хочет продолжать работать в Казахстане.
"Финансово-промышленные группы более 30 лет выкачивают природные ресурсы из Казахстана и обогащаются, при этом платя низкие налоги. KAZMinerals, "Казахмыс", нефтяные компании, "Казцинк", ERG и другие промышленные гиганты фактически вывозят чистое сырье в зарубежные страны и тем самым работают на пользу их экономик.
Нам же нужно, к примеру, чтобы на территории Казахстана велось производство не медного концентрата, а комплектующих для электроприборов. Шла не только добыча нефти, но и производство полипропилена", - сказал Сельтеев.
Политолог объяснил, что Токаев прямым текстом говорит об ограниченном бюджете государства для развития крупного промышленного производства.
"Он дает прямой сигнал, чтобы этим занялись крупные финансово-промышленные группы. Это толстый намек тем, кто в 90-е сомнительными методами приватизировал комбинаты, заводы, фабрики. Если сейчас они будут активно вкладывать в новые производства, то на этапы их первоначального накопления капитала могут быть закрыты глаза", - отметил Сельтеев.
Резюмируя слова Президента, Сельтеев отмечает, что государство никогда не оказывало давления на крупный бизнес.
"Финансово-промышленные группы себя комфортно чувствовали в Казахстане всегда. Работали беспрепятственно в условиях налоговых льгот и других преференций. Зарабатывали, интенсивно выкачивая наши ресурсы. При этом ориентировочно с 2013 года в разы сократили объем социальной ответственности. На территориях, где они работают, перестали вкладывать в социально-экономическое развитие, в социальные проекты и инфраструктуру.
Если коротко, то главный месседж: пришло время, когда крупный бизнес должен платить по счетам. Президент обозначил некие правила игры: если хотите дальше работать, то вы должны вкладываться в социально-экономическое развитие регионов нашей страны. Нужно возвращать деньги в экономику и, самое главное, оставлять их в экономике Казахстана", - сказал он.
По мнению политолога, вопросы могут возникнуть ко всем, но если крупный бизнес будет значительно вкладывать в экономику, это, по словам Сельтеева, будет некая компенсация.
"Это прямой сигнал бизнесменам, что нужно возвращать деньги в экономику и, самое главное, оставлять в экономике Казахстана. По сути, они работают на экономику других стран, когда выкачивают сырье, продают там и стимулируют развитие других стран. Уже пора переходить от того, что одни и те же получают субсидии, преференции, льготы, дополнительные вливания из государственного бюджета. Что нужно расширять список предприятий, должны появиться новые игроки", - добавил эксперт.
Останавливаясь на вопросе о системе налогообложения, который затронул Токаев, политолог считает, что речь идет об универсализации налогов для упрощения бюрократии.
"В целом намечается повышение налоговых ставок по некоторым позициям, в том числе НДС с 12 до 16 процентов. Пока непонятно, какое решение будет у правительства. Налоги у нас низкие. Одни из самых низких в мире. Для приграничных производств выгодно переносить в казахстанскую юрисдикцию", - сказал Сельтеев.
Останавливаясь на тезисах Президента об отношениях силовых структур и бизнеса, эксперт считает, что в Казахстане участились случаи, когда структуры могут выступать в роли скрытых рейдеров и начинают оказывать давление.
"Преувеличивают нарушения, занимаются запугиванием. Особенно это происходит в регионах. Идея закрепить за каждым инвестиционным проектом представителя прокуратуры - это очень хорошо. Во-первых, сотрудник прокуратуры будет нести персональную ответственность за неприкосновенность бизнеса. Во-вторых, у представителя прокуратуры будут усиленные полномочия по защите бизнеса, это будет отпугивать тех, кто будет иметь умысел получить долю в этом бизнесе", - добавил политолог.
Сельтеев считает, что в регионах установилась круговая порука между прокуратурой, судами, полицией, акиматами.
"Нам необходимо провести реальную реформу судебно-правовой системы. У нас 20 регионов, назначить для этого 20 принципиальных реформаторов-прокуроров, 20 руководителей департаментов полиции. По сути, чтобы провести реформу, нужно 60 человек. Центральные госорганы слабо контролируют то, что происходит у них регионах", - пояснил он.
Эксперт обозначил основной месседж Президента: возвращать деньги и оставлять в казахстанской экономике.
"У нас дефицит средств внутри экономики, все продолжают уходить. За эти годы и так в офшоры несколько сотен миллиардов долларов ушло, непонятно каким образом. Сейчас продолжается легальный вывод денег из Казахстана за счет того, что крупные финансово-промышленные олигархические группы продолжают продавать ресурсы за рубеж. Все это работает на экономику чужих государств", - заключил Сельтеев.
Политический обозреватель Газиз Абишев считает, что основной вопрос касается возвращения активов во всех отраслях.
"Здесь имеется в виду, что бизнесмены обеспокоены, не начнут ли к ним возникать вопросы, которые могут быть и справедливыми, а могут быть и формально натянутыми. Потому что первоначальный этап накопления капитала был совершенно разным. Все бизнесмены понимают способности государственных органов и силовых структур интерпретировать по-разному различные финансовые экономические факты.
Президент сталкивается с беспокойством по разным каналам. И ради сохранения инвестиционного климата он говорит: "Вы не беспокойтесь, все нормально, никто вас трогать не будет, особенно если вы будете вкладываться в необходимые нам отрасли", - сказал Абишев.
Эксперт объяснил инициативу Президента закрепить сопровождение со стороны сотрудников надзорного органа за каждым значимым инвестиционным проектом.
"Силовики нужны по ряду причин, первая - чтобы проследить за чистотой внутри самого предприятия, наладить антикоррупционные процессы. А во-вторых, для того чтобы защитить это предприятие от несправедливого наезда со стороны других силовиков. Могут быть такие аргументы", - прокомментировал Абишев.
Касательно высказывания Президента о "сверхконцентрации" политобозреватель объяснил, что крупные корпорации, обладая большим лоббистским ресурсом в прежние времена, выбирали себе большие пакеты поддержки.
"Благодаря поддержке и политическому влиянию это привело к гиперконцентрации. Возможно, речь идет о компаниях, которые сейчас пользуются неоправданным преимуществом в обладании субсидиями", - пояснил он.
Эксперт также считает, что после слов Президента о том, что "микро- и малый бизнес даже при упрощенном налогообложении скрывает и занижает свои обороты", в ближайшем будущем возможна проверка малого и среднего бизнеса.
"Скорее всего, это будет подано формально как красивая идея упрощения налогообложения, чтобы бизнес был сам заинтересован. Но в итоге на этапе реализации внизу выльется в довольно-таки жесткие проверки малого и среднего бизнеса.
Крупные корпорации платят, потому что у них очень сложные бухгалтерии. Они вынуждены всех принимать, оформлять, это в интересах самих корпораций, для того чтобы сохранять финансовый контроль над всей архиструктурой.
А малый бизнес может вручную заплатить 100 тысяч работнику и не платить за него налоги. Я думаю, в целом будет довольно сложно контролировать средние и малые предприятия. Зачастую бывает, что невыплата налогов позволяет этим предприятиям как раз таки выжить и инвестировать в свое развитие. Поэтому это сложный вопрос.
Это могут быть "дочки" или субподрядчики крупных национальных компаний, которые просто все подряд включают, чтобы снизить налоги на прибыль. Вообще, не только в Казахстане, во всем мире всегда пытаются найти tax loophole, чтобы спрятать деньги от высокого налогообложения", - сказал Абишев.
"Есть компании, которые очень много потребляют в производстве: трубы, здания, новые будки, даже дизайнерские футболки, очень широкий спектр товаров. Все это разрабатывается где-то, там же и производится и в конце концов завозится. Вся эта производственная цепочка - в Китае, Америке или в Турции.
А Президент говорит о том, чтобы пригнали сюда дизайн-офис, разработали техническое положение и все, что может быть произведено в Казахстане, производить и закупать в Казахстане. Чтобы деньги оставались в Казахстане", - объяснил Абишев.
Возвращаясь к разработке Налогового кодекса, политобозреватель считает, что налогообложение упростится только формально.
"Пример Америки показывает, что любое упрощение Налогового кодекса по мере развития экономики, по мере разных политических дебатов и трендов любой Налоговой кодекс склонен к тому, чтобы опять усложняться. Он будет упрощен, но позже усложнится в процессе. К примеру, для частных случаев будет добавляться что-то", - заключил эксперт.
Источник: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/chtobyi-dengi-ostavalis-kazahstane-ekspertyi-vstreche-510254/