Лес помогает выжить диким животным, сохраняет почву от эрозии, снижает вред, наносимый экосистеме засухой и паводками.
В дельте реки Или и в южном Прибалхашье растут реликтовые тугайные леса. Из-за изменения климата и действий человека всё чаще случаются пожары, и леса гибнут. А они очень важны и для сохранения влаги, и для спасения почвы от эрозии, и как кормовая база для нескольких видов животных.
Проект по сохранению этих лесов запустил Всемирный фонд природы в Казахстане в партнёрстве с компанией Procter&Gamble. О том, почему это важно и что именно будет сделано, в интервью Informburo.kz рассказал руководитель проектов фонда по лесовосстановлению в Казахстане Айбек Байбулов.
– Айбек, расскажите, пожалуйста, что за реликтовые тугайные леса произрастают в дельте реки Или и почему их важно сохранить?
– Тугаи – это пойменные леса, специфическая экосистема, возникающая по берегам непересыхающих рек нетропических пустынь Центральной Азии и западного Китая. Обычно это небольшие леса, которые растут по обоим берегам реки, а также в дельте.
Тугайные леса являются домом для множества видов диких животных, кроме того, тугаи естественным образом регулируют водные потоки, накапливают воду в многоводные периоды, во время дождя или паводков и отдают её в период засушливого лета.
– А что угрожает этим лесам?
– На протяжении последних десятилетий средняя годовая температура в Казахстане растёт быстрыми темпами.
Погодные условия на территории страны становятся более экстремальными, в частности больше ветров, пыльных бурь, усугубляется засуха. И как следствие, в южном Прибалхашье за последние 100 лет от масштабных пожаров и от недостатка воды в реке Или, а также в озере Балхаш, пострадали тугайные леса. По разным данным, на сегодня в Центральной Азии осталось менее 10% от площадей, которые тугаи занимали в 1960-е годы.
Территория дельты испещрена сетью естественных и искусственных водотоков, озёрных систем. И столь богатая кормовая база, туристический потенциал дельты все больше привлекает фермеров, туроператоров. В результате здесь создаётся больше количество хозяйств, турбаз.
Постоянное присутствие человека в дельте приводит к возникновению пожаров. Основные причины – неосторожное обращение с огнём, безответственное обращение с огнём, а также выжигание фермерами сухого травостоя. Частые пожары ставят под угрозу участки реликтовых тугайных лесов.
– Как восстановление реликтовых тугаев повлияет на условия обитания животных в этих краях?
– Восстановление тугаев в дельте реки позволит не только стабилизировать паводковую ситуацию, но и увеличить кормовую базу и места обитания бухарского оленя, косули, кабана и других диких животных.
В связи с тем что тугаи сохранились лишь небольшими островками, такому редкому копытному как бухарский олень (его также называют тугайный олень) просто негде укрываться, более века копыто оленя не ступало по прибалхашской земле. Но благодаря выпускам, которые проводятся с 2019 года, краснокнижное животное бухарский олень снова на своей исторической родине.
Помимо этого восстановление тугаев позволит восстановить участки, где гнездятся редкие птицы, такие как орлан белохвост, скопа, змееяд. Гнёзда этих крупных хищников были разрушены при гибели крупных деревьев.
Особенно важны тугаи в критические моменты жизни диких животных – допустим, при зимовке и размножении.
– Почему для реализации этого проекта выбрана именно дельта Или и южное Прибалхашье?
– Дельта реки Или – это самая крупная в Казахстане естественная дельта. К водно-болотным угодьям дельты южного побережья озера Балхаш прилегают плодородные луга, кустарниковые заросли, множество разнообразных видовых экосистем, от болот до настоящих лугов.
И все эти экосистемы являются местами обитания и кормовыми угодьями для диких зверей и птиц, а также местом для высокопродуктивных пастбищ домашних животных, таких как коровы, лошади. Также с прилегающих территорий на водопой могут заходить джейраны и куланы.
– Как вы планируете восстанавливать леса?
– Цель проекта – восстановить участки тугайных лесов, которые пострадали от пожаров. Мы планируем посадить более 3,5 тысяч саженцев таких видов как ива, туранга, лох на общей площади около четырёх гектаров.
– Сколько времени займёт реализация проекта?
– Сажать деревья и устанавливать ограждения для защиты от животных мы будем уже осенью 2023 года. А затем в течение 2024-го года будут проводиться работы по поливу, противопожарные мероприятия.
– Из каких источников финансируется проект?
– Проект полностью финансирует компания Procter&Gamble в рамках объявленного стратегического партнёрства.
– А из госструктур кто вам оказывает поддержку?
– Наш проект по восстановлению тугайных лесов в Балхашском районе реализуется при поддержке Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов РК, а также его подведомственных структур.
Читайте также: "Балхаш может повторить судьбу Арала". Что происходит с уникальным озером?
– Кто ещё будет вам помогать?
– Мы планируем сотрудничество с местными фермерами. Они будут присматривать за саженцами, поливать их и проводить противопожарные мероприятия. Также планируется участие волонтёров: возможно, это будут студенты из профильных вузов либо представители организаций, которые работают в сфере природоохраны. Также приветствуется участие в посадке саженцев всех желающих .
– Какое значение леса в целом имеют для Казахстана и что нужно делать, чтобы их сохранить?
– Леса у нас очень мало. Он в принципе присутствует во всех природных зонах – и в пустынях, и в степях, и в горах. И везде он играет важную роль. Леса стабилизируют ландшафт. А ещё леса – это закрепление почвы, защита от процессов эрозии, то есть они защищают от возникновения оползней, образования оврагов, также они во время паводков накапливают воду, а потом постепенно её распределяют по территории в течение сухого периода, то есть не дают разливаться на обширной территории.
И понятно, что леса – это место обитания и кормовая база для диких животных. Кроме того, леса привлекательны для туристов, и потому помогают зарабатывать местным жителям, задействованным в туристической сфере.
Источник.https://informburo.kz/interview/iz-za-pozarov-iscezayut-redkie-lesa-na-b...