Интервью с экспертом в области инноваций и стратегий профессором Майклом Уэйдом о настоящих и будущих отношениях человека с искусственным интеллектом.
С каждым днём человек перепоручает искусственному интеллекту (ИИ) всё больше текущих задач. Очевидно, что ИИ со многими из них уже сейчас справляется лучше, быстрее и эффективнее, чем люди.
Означает ли это, что совсем скоро десятки или даже сотни специальностей потеряют актуальность и мы станем полностью зависимыми от ИИ? И вообще, к чему может привести такое положение дел, когда вместо людей всю умственную работу будут делать интеллектуальные системы? Эти и другие вопросы мы задали эксперту в области цифровых изменений Майклу Уэйду.
Майкл Уэйд – директор Глобального центра цифровой трансформации бизнеса IMD, профессор инноваций и стратегии. Автор 10 книг и более 100 тематических исследований. В 2021 году вошёл в число "цифровых создателей" в Зале Славы по решению консорциума швейцарских деловых СМИ. Ведёт свой подкаст "Управление под микроскопом", где развеивает бизнес-мифы в беседах с учёными и руководителями компаний.
– Майкл, как вы считаете, когда искусственный интеллект полностью войдёт в нашу жизнь и человечество уже не сможет обходиться без него?
– Искусственный интеллект уже является неотъемлемой частью нашей жизни. И масса инструментов ИИ стоит за теми технологиями, которыми мы пользуемся ежедневно. Если вы ищете что-то в Google, то за этой технологией стоит искусственный интеллект. Если вы пользуетесь Google Translate, это тоже искусственный интеллект. Если вы используете автокоррекцию либо такие редакторы, которые позволяют вам закончить предложение, будь то текстовое сообщение или электронное, то вы тоже используете искусственный интеллект.
Единственная разница с той ситуацией, свидетелями которой мы были 10 лет назад, состоит в том, что сейчас на авансцену выходит новый вид искусственного интеллекта – генеративный искусственный интеллект, который способен кардинально изменить ход нашей жизни.
Генеративный искусственный интеллект – это тип системы искусственного интеллекта, способный генерировать текст, изображения или другие медиаданные в ответ на подсказки.
– С чем, на ваш взгляд, искусственный интеллект уже сейчас справляется лучше человека? Представителям каких профессий нужно задуматься о поиске новой работы? Кто в первую очередь потеряет работу, на ваш взгляд?
– Я хотел бы сказать, что на это влияют три элемента.
Первое – это технические компетенции искусственного интеллекта. Генеративный искусственный интеллект хорош в разных операциях, в частности во всём, что касается математических вычислений, кодирования, генерализации общих знаний. В этом искусственному интеллекту практически нет равных.
Второй фактор – стоимость услуг профессионалов.
Я думаю, что необходимо задуматься тем, кто сейчас получает достаточно высокую заработную плату за свой труд. Тем, кому платят менее всего, могут не бояться, что их вытеснит искусственный интеллект.
Третье – это так называемые мягкие (или гибкие) навыки. Человек по ряду причин предпочитает общаться с человеком, нежели с машиной. Поэтому таким профессионалам, как тренеры, коучи, доктора, не грозит в скором будущем потерять работу именно в связи с этими психологическими особенностями человека, потому что люди предпочитают иметь дело с людьми.
Есть такие виды профессиональной деятельности, которые действительно находятся в зоне риска. Но традиционно происходит так: когда появляется какая-то новая технология, то работу теряют самые низкоквалифицированные, а те, кто занимает более высокие позиции, вымываются самыми последними. ИИ же, наоборот, лишает работы тех, кто занимает руководящие должности. Те, кто занимается ручным трудом, всё ещё будут востребованы.
Я уже упоминал о докторах в связи с тем, что человек предпочитает говорить с человеком о вопросах, которые касаются его здоровья. Так что нынешний рывок в развитии ИИ вряд ли повлияет на положение медперсонала.
Но что касается таких специалистов, как юристы, например, машина способна запомнить огромные объёмы информации, и вместо того, чтобы идти к дорогостоящему юристу, клиент скорее всего предпочтёт обратиться к искусственному интеллекту. Так вот, юристы, экономисты, исследователи, архитекторы скорее всего потеряют работу.
– Сейчас встал вопрос этический. Это касается данных, которые уже выгружаются в такие сервисы, как СhatGPT. Кроме того, большие корпорации по всему миру внедряют экосистемы, внедряют искусственный интеллект. Как вы относитесь к гипотезе о том, что в будущем искусственный интеллект может вообще уничтожить человечество?
– Существует масса этических аспектов, которые связаны с генеративным ИИ. Это прежде всего вопросы, которые касаются защиты конфиденциальной информации, и опасения заключаются в том, что личная информация может использоваться для моделей, которые лежат в основе ИИ. Существуют доказательства того, что во многих случаях это так и происходит, что незаконно.
Есть этические аспекты, касающиеся прав на интеллектуальную собственность, защиты авторских прав.
Также нельзя забывать о предрассудках. И ясно, что если искусственный интеллект в своё время был научен на определённых объёмах данных, в которых имелись элементы предубеждений, то эти предубеждения никуда не денутся и будут оставаться в системе и циркулировать в ней.
Что касается этики, то нельзя не упомянуть о вопросах устойчивости, о том, насколько модели на основе искусственного интеллекта влияют на экологию.
Но что касается вашего вопроса по поводу угрозы человечеству со стороны искусственного интеллекта, я считаю, что в краткосрочной перспективе вряд ли искусственный интеллект нас всех убьёт. До того момента, как человечество окажется на грани своего экзистенциального существования, оно наверняка успеет найти решение этой проблемы.
Искусственный интеллект способен нам дать гораздо больше преимуществ, таких как увеличение продуктивности и эффективности труда и многие другие хорошие аспекты. В этом смысле я оптимист, нахожусь на обратной стороне забора, который многие выстраивают вокруг тематики искусственного интеллекта.
– Как вы относитесь к тому, что искусственный интеллект внедряют в образовательные процессы? Опасен ли ИИ для детей?
– Это моя область специализации – я работаю в системе образования. Что касается в целом генеративного ИИ в образовании, я считаю, что это приведёт к радикальным изменениям, причём к изменениям со знаком "плюс".
Я хотел бы вернуть вас к тем событиям, которые произошли в 2020 году, когда мы столкнулись с пандемией Covid-19. Cистема образования была вынуждена прибегнуть к разным технологиям, чтобы справиться с этим вызовом. И, признаться откровенно, не все реагировали так, как должно. Многие школы и образовательные учреждения достаточно медленно реагировали в части перехода на онлайн-обучение. Они при этом были некреативны, инструментарий, которые они использовали, был ограничен. Но в итоге мы получили образовательную систему, которая в конце концов адаптировалась к Covid-19. И то же самое, я думаю, есть смысл применить относительно генеративного искусственного интеллекта.
По статистике, молодые люди в возрасте от 10 до 30 лет так или иначе используют модели на основе искусственного интеллекта. И мы зачастую виним именно их за то, что они прибегают к этим системам. А я думаю, что нужно, наоборот, сконцентрировать наше внимание на системе образования. Потому что наши дети живут в мире, который требует у них совершенно других навыков.
Чтобы продемонстрировать знания, не нужно выдавать какой-то факт. Google всегда будет знать больше, чем вы. Мы должны научить наших детей другому. Мы должны научить детей тому, как задавать вопросы, как синтезировать информацию.
В настоящий момент большие языковые модели, а этот искусственный интеллект генеративный, они не очень хорошо с этим справляются. Поэтому мы должны применять кардинально новый подход к образованию, к оцениванию академических достижений студентов. И в целом я позитивно отношусь к искусственному интеллекту в образовании.
– Скажите, пожалуйста, кто из мейджоров-разработчиков, на ваш взгляд, сегодня наиболее продвинулся в решениях? И какая из сфер переживает наиболее сильное влияние искусственного интеллекта?
– Две компании являются лидерами в гонке в области ГИИ. Это Open AI, за которой стоит чат GPT, а также компания Google. У них есть собственные наиболее продвинутые модели. Что касается компании Microsoft, то она очень активно инвестировала в своё время и продолжает инвестировать в Open AI.
Но это я говорил о самых крупных игроках. Есть игроки поменьше и, например, у Meta есть свои собственные модели искусственного интеллекта, есть независимый игрок Atropix Cloud, в который инвестировал Amazon, есть Flexion AI, Stability AI и так далее.
Этот рынок становится всё более густонаселённым, если позволите так выразиться. И также есть сотни более мелких игроков, они занимают собственные ниши. Это может быть какая-то конкретно взятая индустрия, это может быть сфера деятельности, связанная с увеличением продуктивности труда и производительности или с функционалом. В целом динамика развития экосистемы достаточно высокая.
И продолжая отвечать на ваш вопрос относительно того, какие области пользуются ИИ более всего, хотел бы сказать следующее. То, что касается традиционного ИИ, ГИИ, наилучшими кандидатами являются следующие области: финансовый сектор, телекоммуникационные компании, розничные и автомобильные компании. То есть это те компании, которые накапливают большие массивы информации, данных. И благодаря этому они как раз и нуждаются в ИИ и его решениях. Я сейчас говорю и о традиционном ИИ, и о генеративном более всего.
– Не кажется ли вам, что искусственный интеллект нашёл самое слабое место у человека? Это его лень. И человек рад передать все свои функции искусственному интеллекту. Но в будущем перед какими вызовами стоит человек? К чему это может привести?
– Спасибо, это расхожее мнение о том, что якобы генеративный искусственный интеллект, как вы правильно сказали, надавил на самое слабое место в человеке. В какой-то степени мы стали более ленивыми. Допустим, это касается фактов, нам нет нужды их запоминать. Мы идём в Google и находим всё, что нам необходимо. Мы не помним телефоны людей, которых любим, потому что нет в этом никакой необходимости, они у нас все сохранены в телефоне.
И говорят о том, что генеративный искусственный интеллект сделает нас ещё ленивее, якобы он будет писать для нас электронные сообщения, отчёты, создавать резюме, в определённом смысле это так и есть. Но давайте зададим себе другой вопрос: как мы будем использовать то время, которое у нас высвободится?
Скажем, если наша продуктивность возрастёт на 20-25%, что мы будем делать с этим оставшимся временем? Для чего мы его будем использовать? Если мы его будем использовать для того, чтобы овладеть каким-то новым навыком, тогда абсолютно мы не уйдём в минус.
Но если мы будем слоняться дома без дела, смотреть телевизор, то, конечно же, особого смысла в этой технологии не будет. Всё будет зависеть конкретно от отдельно взятого человека, от организации, которая использует решения на основе искусственного интеллекта.
Честно говоря, я против тех, кто говорит о том, что искусственный интеллект и технологии в целом заставляют человека лениться больше. У нас и так масса технологий, от этого мы не стали более ленивыми или глупыми. Я положительно смотрю на эти вещи. Но положа руку на сердце, очень сложно предугадать, как будет воздействовать генеративный и искусственный интеллект на всех нас. Поживём – увидим.
Источник.https://informburo.kz/interview/maikl-ueid-yuristy-ekonomisty-issledovat...