В нынешнем году исполняется 20 лет, как в Кызылорде появился греческий национально-культурный центр "Понтийцы". Его организовал известный в области, ныне покойный, врач-нейрохирург Филипп Алхазов.
Благодаря ему в регионе появилось объединение греков, которые не уехали на историческую родину, а остались в родной им Кызылорде, рассказывает корреспондент Zakon.kz. Сейчас в Кызылординской области проживает 100 греков. На казахской земле, в присырдарьинских степях, появилось уже пятое поколение греков-понтийцев.
"Депортация наших предков началась в 1940-х годах. Большую часть населения высылали из разных городов и сел Абхазской ССР, которая входила тогда в Грузинскую ССР. Мои деды и бабушки по материнской и отцовской линиям также были высланы из тех краев. Отцу было 9 лет, когда его семья попала в Кызылорду. Бабушке по материнской линии – 19 лет, когда началась высылка. Ее семья попала в Пахтааральский район, аул Алгабас. Там они работали на хлопковых полях, жили, можно сказать, впроголодь. Со временем положение улучшилось, и в 1953 году, когда умер Иосиф Сталин, депортированным разрешили возвращаться в родные края. Многие вернулись: кто-то поехал в Абхазию, кто-то – на Кубань, некоторые переехали в Шымкент или Тараз. Мои предки отсюда не уехали, они выбрали кызылординскую землю своим домом и последним убежищем. В Кызылорде мы похоронили и своего отца, и дедушек, и бабушек. Последняя из наших старейшин, перенесшая депортацию, – Евдокия Лойзиди – была похоронена 2,5 месяца назад в возрасте 93-х лет на кызылординском кладбище", – говорит председатель центра "Понтийцы" Федор Алхазов.
Как рассказывает Алхазов, в своем объединении они видят главную цель – не забывать свою культуру и мирно жить с другими казахстанцами. Поэтому члены центра участвуют во многих городских мероприятиях. В семейном архиве Федора Алхазова сохранилось немало фото, которым больше 70-80 лет. На них – его предки. Вот они в Сухуми – столице Абхазской ССР, еще до выселения, а вот – на тяжелых работах в Кызылорде.
"Мало где упоминается, что греков, которых выслали в Кызылорду, отправили работать на стройку. В 1950 году здесь была большая стройка гидроузла. Чтобы вовремя ее запустить, создали три бригады из греков. Они работали и днем, и ночью. За это им давали хлеб, денег почти не было. Вначале их брали только разнорабочими, потом увидели, что многие из них были инженерами, хорошими плотниками, прорабами, водителями, электриками, и стали их устраивать на работу по этим специальностям. Мой дед Дмитрий Панаиотиди и прадед Анастас Лойзиди работали в этих бригадах. Также греки участвовали в строительстве Камышкомбината – целлюлозно-картонного завода (ЦКЗ) всесоюзного значения. Они строили и республиканский лепрозорий, который находится в Кызылорде. Все эти объекты до сих пор работают, кроме ЦКЗ", – рассказывает Федор Алхазов.
В доме Алхазовых до сих пор хранятся два греческих музыкальных инструмента – кемендже и теф. Кемендже похож на казахскую домбру, а теф – это бубен. Инструменты сделаны из дерева Иваном Просотой – был такой грек в Кызылорде, тоже из депортированных.