Экозащитники заявляют, что первыми от массового сжигания мусора пострадают дети. На заводе начнут сжигать только новые отходы, поэтому 120 млн тонн накопившегося мусора продолжат гнить на полигонах. К тому же, возле заводов придется создавать новые полигоны для захоронения летучей золы и вредных шлаков, пишет газета "Актобе Таймс".
Летом 2021 года казахстанские экоактивисты начали сбор подписей под петицией на имя президента Токаева. Они требуют остановить реализацию проекта по созданию мусоросжигающих заводов (МСЗ) в 6 городах Казахстана: Нур-Султане, Алматы, Актобе, Усть-Каменогорске, Шымкенте и Караганде.
Авторы петиции выделили 5 основных аргументов против МСЗ:
1. МСЗ несут угрозу здоровью казахстанцев, в первую очередь, детей. Опубликовано более 250 исследований о пагубном воздействии выбросов МСЗ на здоровье человека. Это преждевременные роды, онкологические заболевания, нарушения функций репродуктивной, эндокринной и нервной систем человека, увеличение смертности от сердечно-легочных заболеваний.
2. МСЗ не решают проблему несанкционированных свалок и полигонов. При сжигании образуются летучая зола и шлаки. Летучая зола попадает в почву, в воду, проникает в растения, организмы животных и человека. Высокотоксичные золошлаковые отходы составляют 25-40% от их первоначального веса, для них нужны НОВЫЕ полигоны, уже для опасных отходов.
Также известно, что планируется сжигать только «свежий» мусор, поэтому МСЗ не освободят нас от уже накопившихся отходов в Казахстане.
3. Нас вводят в заблуждение, связывая остро стоящую проблему утилизации отходов с мифическим решением - производством энергии из отходов. Энергии на выходе получается мало, и она очень дорогая: уже сейчас аукционная цена за «мусорную» энергию составляет 191,9 тг за кВт/ч., а каждая замена газоочистительных установок составляет ⅔ стоимости самого завода, что непременно ляжет тяжелым бременем на налогоплательщиков.
4. Поддержка и распространение мусоросжигания нарушает экологический кодекс РК, а именно гл. 23 ст. 329, где закреплен приоритет предотвращения и сокращения образования отходов и их сортировки над утилизацией (сжиганием) и захоронением. Вместо того, чтобы сокращать объемы отходов, производить только легкоперерабатываемую упаковку, переходить на многоразовую и оборотную тару, Казахстан будет вынужден производить топливо для МСЗ.
5. Согласно исследованиям, переработке поддается 80% отходов, из них только 40-50% составляют органические отходы, которые легко можно переработать в удобрение или биогаз/биотопливо. В то же время Минэкологии приводит аргумент о необходимости сжигания 70% отходов, как неперерабатываемых, вместо того чтобы внедрять новые технологии по обработке отходов, принимать реальные меры по сокращению и предотвращению неперерабатываемых и смешанных отходов.
«В итоге, сжигание отходов из решения проблемы станет усугублением имеющихся острых проблем с качеством воздуха, здоровьем населения, захоронением опасных отходов, угрозой для продовольственной безопасности, уничтожит перерабатывающую отрасль и не позволит достигнуть целей по снижению выбросов парниковых газов», - заявляют авторы петиции.
Соберут подписи, а дальше что?
Одним из соинициаторов обращения к президенту РК стала Алия Сальменова, директор ОФ Greenup.kz, действующего в Алматы. В интервью репортеру «АТ» она рассказала о «загадочных» трудностях, возникших с подачей петиции, и фактах лоббизма со стороны некоторых экологических организаций.
Инициатор создания Актюбинского экологического движения Александр Мандрыкин:
- Уже в отстойник превратили наш Актобе! У нас не используют никаких передовых технологий. Нам всё сверху навязывают. Возникает вопрос: у нас что, вообще местной власти нет? Вот по воде у нас раскрылось – нет системы оборотной воды. Питьевая вода уходит на предприятия. Почему этим не занимаются? Теперь новую проблему создают – мусоросжигающий завод на полигоне. Я этим займусь. Обещал – значит, сделаю!
«Это станет преступлением!»
Свое мнение по строительству МСЗ в Актобе высказал старейший гидрогеолог Казахстана Петр Котик:
- Я в курсе завода. Конечно, такой завод вреден. Он должен находиться на определенном расстоянии. Главное - выяснить, что за проект. Если он примитивно будет сжигать мусор, то это станет экологическим преступлением. По розе ветров от АЗХС и так всё время на жилые массивы все эти химикаты несет. Вы лужи видели в районе областного акимата после дождя? В них желтая вода. Почему? Потому что это шестивалентный хром! Нам и его хватает, а от МСЗ еще сколько опасных веществ будет!