Пожаров на городской свалке с ужасом ждут горожане. Эко-активисты и сотрудники ДЧС связывают возгорания с провальной работой по сортировке мусора.
С наступлением тепла в Актобе начинаются возгорания на полигоне ТБО, дым от которых накрывает практический весь город. В прошлом году пожарные сутками тушили пылающий мусор. Такая беда обещает настигнуть нас и нынешним летом. Впрочем, уже в середине апреля дым вновь заполонил улицы города.
Репортер вместе с членом штаба Экологического сообщества Актобе и региона Муратом Жакиевым недавно побывал на полигоне. Мы решили проверить сообщения горожан о возгораниях и заодно узнать, в каком состоянии находится свалка.
Дым без огня
Специалисты в прошлом году утверждали, что мусор на полигоне никто целенаправленно не поджигает, якобы происходит самовозгорание. Оно, может быть, и так: ведь отходы просто вываливают друг на друга так, что образуются слои глубиной около 15-20 метров. Когда происходит возгорание, то потушить можно только ту часть мусора, которая находится на поверхности. Именно поэтому необходимо засыпать свалку песком, который перекрывает доступ к воздуху, и огонь не разгорается. Как раз прошлогодние пожары требовали большого количества грунта, которого на полигоне просто не было. Пришлось завозить его «КамАЗами».
Такая же ситуация произошла в середине апреля.
- Пожара не было, но было задымление небольшое в глубине, - объясняет начальник полигона Мерген Алмагамбетов. - Даже когда дождь идет, небольшой дым выходит. Мы полностью очаг закрыли песком. У нас на всякий случай пожарная машина стоит наготове. Она на ремонте была, вот недавно аккумулятор подвезли, все готово.
Перенесите полигон»
Актюбинцы предлагают перенести полигон подальше от города, раз уж справиться с возгораниями там почти невозможно:
- Я думаю, полигон надо переносить подальше от города! - говорит общественница Айжан Битенбаева. - Мы выходили с таким предложением к заместителю акима области Жаксыгали Иманкулову, но он категорично отказал нам. Поскольку уже затрачены огромные средств на расширение полигона. Вы видите, там часто происходят возгорания, вспомните прошлый год, прямо на 9 мая началось. Я живу в районе Шанхая, он полностью покрывается дымом, дышать невозможно, последний случай был вот в апреле. Окна невозможно открыть. Особо страшно, что дети бегают и дышат этим. В противном случае надо скорее создавать условия для раздельного сбора, полигон должен местом только для неперерабатываемых отходов.
- Учитывая, что весь сброс отходов происходит в одну кучку, я думаю, что при возгорании вред для города очевиден. Подавляющее большинство вредных веществ, которые выделяет полигон, не нормируются нашими экологами, те же диоксины, фураны. А мы потом задумываемся: отчего население потом болеет. Однозначно, полигон - один из источников угрозы здоровью. Но переносить его сложно. Это скажется на логистике, повысятся тарифы, нужны меры не в ущерб населению, - отметил эко-активист Мурат Жакиев.
Гори, гори ясно!
Как известно, полигон был введен в эксплуатацию в 2007 году. Он должен был служить городу вплоть до 2032-го. Однако спустя уже 10 лет на полигоне стало не хватать места. Поэтому в прошлом году акимат выделил почти 600 млн тенге на создание дополнительных карт для размещения отходов. В июне работы завершатся. Но и карты, как признают власти, рассчитаны всего на 8 ближайших лет.
Пока весь новый мусор с трудом вываливают на другие кучи отходов, а потом утрамбовывают.
- Когда нам сдадут новые карты, мы на всей старой площади проведем рекультивацию, засыплем все песком, - комментирует М. Алмагамбетов.
Откуда взять столько песка? Алмагамбетов ответить затруднился, а в ТОО «Табыс-Актобе», в чьем ведении сейчас находится полигон, комментировать ситуацию отказались, сославшись на то, что директор компании находится в отпуске.
Выходит, что риски возникновения пожаров остаются. Да и новые карты будут заполнять отходами таким же способом, как и сейчас.
- В любом случае мусор будет гореть, если его не перерабатывать. В развитых странах мусор не горит, потому что там идёт сортировка, переработка мусора. У нас же идёт поверхностная переработка мусора, из него извлекают пластик и бумагу. А остальное – то, что не перерабатывается, у нас просто пересыпается грунтом, - говорил еще в прошлом году руководитель службы пожаротушения Актюбинской области Арман Кадыров.
Ни с чем не справляются?
Конечно, для того, чтобы снизить риски пожаров, да и вообще прекратить разрастание полигона, населению надо заниматься сортировкой мусора, однако с этим в Актобе пока все сложно.
Так, в 2017 году рядом с полигоном открыли мусоросортировочный комплекс. В акимате даже хвалились, что сортировка отходов там достигала 12-15% от всего поступающего объема. Сегодня комплекс совсем не работает. Это подтвердил учредитель ТОО Neo Plus Владимир Проскурин (комплекс принадлежит ТОО.). Он не стал комментировать причины закрытия.
Чтобы развить культуру раздельного сбора мусора, ТОО «Оператор РОП» должен был предоставить в Актобе более 1400 контейнеров для пластика, стекла, макулатуры и металла.
- В прошлом году в город привезли только 681 контейнер, - сообщил глава управления природных ресурсов и регулирования природопользования Актюбинской области Ануарбек Бермагамбетов.
Когда привезут остальные, пока не ясно. Другая проблема, с которой акимат едва справляется, это отходы высокого класса опасности. Тот же «Оператор РОП» предоставил в 2018 году 133 контейнера для ртутьсодержащих отходов и иных источников химического питания. На сегодняшний день большая часть контейнеров просто разбита. Независимые эксперты полагают, что население вынуждено выбрасывать опасные отходы в общие баки, а потом все это попадает на полигон.
Еще одной неудавшейся кампанией по борьбе с отходами можно назвать попытку строительства в Актобе мусоросжигательного завода. Как известно, этот опасный проект приостановили. Вместо него в Актобе хотят построить мусороперерабатывающий завод. Но когда он появится, неизвестно.
- Ведутся переговоры между акиматом города и немецкими инвесторами, не могу пока сказать, на какой это сейчас стадии. Как к соглашению придут, по итогам будем знать, когда будет завод построен, - сказал Ануарбек Бермагамбетов.