В следующем году комитет автомобильных дорог планирует ввести две платные дороги в Актюбинской области. Речь идёт о трассах Актобе- Мартук - граница Российской Федерации и Актобе - Уральск.
Обе указанные трассы относятся к автодорогам второй категории, стоимость проезда по которым ещё не утвердили. По предварительным данным, она составит 50% от суммы, утверждённой для автодорог первой категории. Проезд легкового транспорта по платным дорогам второй категории планируют оставить бесплатным.
Стоимость проезда по платным дорогам первой категории составляет для легкового автотранспорта 1 тг/км, для грузового и общественного транспорта – от 5 до 25 тенге за 1 км, в зависимости от грузоподъёмности и наличия пассажирских мест. За пользование аварийными участками и местами, где идёт реконструкция, плату не берут.
С 2013 года в Казахстане семь дорог уже стали платными. С 1 октября по 15 ноября текущего года проводилось финальное тестирование системы взимания платы за проезд на участках Нур-Султан – Павлодар, Капшагай – Талдыкорган, Тараз - Кайнар, Шымкент - Тараз, Шымкент - Кызылорда, Шымкент - Ташкент, Щучинск - Кокшетау. Однако нарекания водителей продолжаются.
- Автодорога Караганда – Нур-Султан уже не первый год платная. Как только наступает зима, на ней постоянно гололёд, перемёты. Такое ощущение, что её вообще не убирают. В прошлом году люди покупали билеты на поезд, чтобы не попасть в аварию из-за гололёда. На одном участке делали коридор из снега, и сугробы лежали длительное время. Почему платные автодороги в таком состоянии? – интересовалась репортер «АТ»
- Надо правильно понимать: неблагодприятные метеоусловия, форс-мажорные обстоятельства, - советует председатель правления АО НК «КазАвтоЖол» Аскар Маратулы. - Это не говорит о том, что на платных дорогах у нас всегда всё будет идеально. Если метёт или большие снегопады, всё это будет отражаться на участках, пусть это и платные дороги. Поэтому в целом и эту проблему мы знаем. На этот год мы закупаем 30 единиц техники, плюс привлекаем технику на арендной основе.
Если человек зарегистрирован в этом районе, он может оформить абонентскую плату в 1 000 тенге в год и спокойно ездить.
Таким образом, пока в Казахстане ни на платных, ни тем более на бесплатных дорогах водители не видят ни порядка, ни сервиса.