Интервью с директором "Өнер орталығы" Кенжалиевым Елубай Мұхамбетұлы!

Когда мы планировали, у кого мы будем брать интервью, то ориентировались на то, что человек должен быть творческим и самостоятельно добиться успеха в своей стезе и при том, быть хорошим руководителем…

 

Представляем Вашему вниманию интервью с директором "Өнер орталығы" Кенжалиевым Елубай Мұхамбетұлы!

 

- Елубай Мұхамбетович, благодаря двум людям в нашем городе мы вышли на другой уровень культуры города! Это, к сожалению ушедший Есен Даутович и Вы. Есен Даутович показал нашему городу, что мы можем так же на уровне других городов и стран получать удовольствие от концертов. Вы - человек, который показал, что и у нас в городе такое есть. Я была на многих ваших концертах. Конечно, вечер посвященный Цою - это был что-то! Вы показали нам, что у нас в городе очень много сильных и творческих людей!

Недавно у Вас была акция с Димашем,  помогали малоимущим семьям нашего города.

 

- Это организовал Димаш, я только опубликовал  статью в сети Инстаграм!

Мы занимаемся благотворительностью в основном от организации, даем благотворительные концерты. Я не бизнесмен, я только служу своему народу.

О себе: я закончил 9 классов в Школе-интернат №2 в Мартукском районе, пос. Кумсай, закончил музыкальный колледж им. А.Жубанова, класс домра прима. Поступал в 1991 году, когда окончил в 1995 году, я уже был женат. Выступать начал еще в 12 лет на свадьбах и праздниках. Как сейчас помню, раньше по проспекту Абая (на тот момент Октябрьский бульвар) было кафе Жастык, там в первый раз выступил на «беташар». И после этого стал уже активно выступать. Участвовал в республиканском конкурсе «Әнші балапан», нас даже снимали на телевидение.

Приехал я в Мартук, в музыкальной школе работал, открыл там фольклорный ансамбль. На тот момент акимом был Ажибаев Ерсаин, он помогал нам всем, чем мог. Как раз тогда Казахстан обрел независимость, зарплаты задерживали  по 5-6 месяцев, но всё равно для ансамбля покупали инструменты. И впервые за всю историю, Мартук взял третье место из двенадцати,  в областном конкурсе по музыкальным школам. Работая там с 1995-1998 год, я хотел поступить на музыкальный факультет заочно, в университет им. К.Жубанова, но мне в городе наши учителя посоветовали поступить в консерваторию. Я приехал домой и решил поступать в консерваторию заочно в 1998 году (тогда было заочное отделение), но там учителя говорили лучше поступи на очное отделение, заочное будет трудно вам, у вас семья. Я поступил в консерваторию на очное отделение и там же работал в фольклорном ансамбле «Сазген».

Мы ездили в 1998 году в Алмату вместе с семьей, с сумками по 10 штук на поезде, тогда была стипендия 1500 тыс., проездной был 300 тенге, жили в общежитии, вот как то выживали на эти деньги. И тогда у меня с другом Есенгелды была цель, закончить на красный диплом. Изначально мы первый месяц жили на квартире, потом я пошел к ректору и попросил жилье, нам дали комнату на первом этаже, сессию закрывал автоматом и помимо работал, семью нужно кормить. Работая в «Сазгене» мы ездили гастролями в Германию, Францию. Когда закончил учебу мне дали трехкомнатную квартиру, тогда была Алматинская область, центр открылся в 2001 году г.Талдыкорган, но я не поехал туда, поехал с красным дипломом в Актобе, в свой родной город. Все мои сокурсники поехали в Талдыкорган. Я устроился в университет им.К.Жубанова на музыкальный факультет и параллельно в оркестр нашей филармонии. Далее перевелся на основную работу сюда  в областную филармонию, работал в оркестре, потом дирижером. На 100-летие А.К.Жубанова  все приехали сюда, открыли в честь него памятник.

С актюбинской области я первый из дирижеров, который участвовал в 1998 году, в международном конкурсе им. Нургисы Тлендиева, занял третье место. В Алматинской области был конкурс дирижеров «Алтын таякша», в нем занял первое место.

В 2011 году в областной филармонии открылся фольклорный ансамбль «АрайлыАқтөбе», я - его художественный руководитель. До этого у нас был только народный оркестр. Ездили в Польшу, участвовали от Казахстана в международном фестивале, там участники были из около 20 стран, показали свою музыку, кюй, песни. Ехали мы туда 4 дня на автобусе и назад так же, проехали мы Россию, Беларусь и почти всю Польшу.  Как сейчас помню, у них амфитеатр был на улице, и я предложил Мурату Олжабаевичу, чтоб он спел польскую песню (первый куплет на казахском языке, второй на польском), так весь амфитеатр с нами пел.

В 2014 году я стал художественным руководителем областной филармонии. Надеюсь, наши горожане оценивают работу, мы очень стараемся. Сейчас мы вышли на одно из первых мест, наша организация котируется по республике. Когдав нашу прежнюю филармонию, в 2017 году приехал аким города, на тот момент был Бердібек Машбекович, я сказал, что эта филармония очень маленькая, всё старое, это бывший Дом культуры. Он записал всё и через месяц вызвал к себе, сказал строить здание. Актеры переживали, что зал в 280 мест не будет заполняться, т.к. приходило 20-50 человек всего лишь. Я думаю, что т.к. мы находимся в центре это стимул и любой горожанин захочет посмотреть концерт, зал.

У меня был план - поддерживать наших молодых музыкантов, чтобы давали концерты, выступали. Изначально у нас было 248 человек, сейчас 310, всё-таки здание большое 12000кв.м.  Гастролируем мы по миру, наши оркестры ездили во Францию, Бельгию, Люксембург, танцевальный ансамбль «Акку» ездил в Дубай, Турцию, Китай, Индию, фольклорный ансамбль ездил за рубеж. Наш хор выступал в Санкт-Петербурге, в Москве и это было что-то, за 25 лет впервые выехали на гастроли, мы им организовали всё. Когда гастролируешь, чувствуешь, что ты гражданин Республики Казахстан, когда над тобой весит флаг Казахстана. Это надо почувствовать, поучаствовать, чтобы понять!

Когда мы даём концерты, то рекламируем, предлагаем нашим знакомым, нашим коллегам покупать билеты. Это классическая музыка, наша казахская музыка, для нас не безразлична. Для музыканта ноты, как язык и всё равно, китаец ты, американец,  немец или француз и нас это объединяет.Музыка- это душа человека, поэтому в последнее время люди стали ходить в театры, филармониии т.д.

В девяностых годах стали делать упор именно на коммерцию, на бизнес и дети, которые родились в то время остались почти без внимания, без культуры, ходили в школу и всё. И от этого пошла такая эстрадная музыка, которую слушают сейчас, для нас она считается «халтурной», потому как раньше мы учились, месяцами занимались для конкурсов. Классическая музыка – это наша специальность, наша жизнь.

Сейчас у нас в коллективе, в административном персонале все ребята и девочки молодые, все учатся и, наверное, через лет 10, они скажут «спасибо», что у нас есть такая фундаментальная база. 

 

- Елубай Мухамбетович, как Вы пришли в музыку? Почему музыка, почему не художество?

 

- В детстве мама купила мне гармошку, домбру, но я не играл. К нам приехал брат мамы, и он играл на домбре, на гитаре. Я тогда попробовал играть, оказалось, что у меня получается. На то момент я в музыкальную школу не ходил, у нас был магнитофон «Романтик» покупали кассеты и писали с них слова, вот так я и учился.

 

- Кто из всех учителей Вам больше запомнился?

 

- В Мартуке, Дина Курмангалиевна, была директором музыкальной школы (она сейчас в Астане). Нагашибай Ердаулетов, ему почти 90 лет, отличник образования, его почти весь Казахстан знает, преподавал он по литературе и играл на домбре. Конечно же в колледже у меня был преподаватель Толеген Бисович, умерший в 42 года. В консерватории Ерсайын Басыкара и по дирижированию, Алдаберген Мурзабеков. И потом 2013 году я поступил в кыргызскую консерваторию.

 

- Вы Рано женились, супруга с Вами всё бросив уехала в никуда…..

 

- Она тоже музыкант, мы учились в колледже на одном курсе! Она впервые в Мартуке открыла класс кобыза. Когда мы приехали в Актобе, после моей учебы, она поступила в университет им. К.Жубанова на музыкальный факультет. Работает сейчас в нашем оркестре, играет на кобызе.

Когда мы жили в Мартуке, выступали в дуэте на свадьбах, ездили по поселкам  и т.к. Денег не было, с нами расплачивались бараном, гусями, мукой второго сорта. Дети тогда были маленькими 1,5 года.

Сейчас, когда я рассказываю своим детям, как жил раньше, они даже не верят. В вечернее время я даже выходил к поездам и продавал мартукское пиво, так нам хватало только на булку хлеба и килограмм сахара.

 

- У Вас четверо детей. Сколько самому младшей?

 

- Ей 8 лет, сын в 8 классе играет на домбре, дочка замужем, сын закончил «Астана Балет» по специальности «менеджер».

 

- А кто пошел по вашим стопам?

 

- Сын! Учился в музыкальном колледже, потом перевелся в Алматинское музыкальное училище им. П.И. Чайковского и когда выбрал специальность, он уже был домбристом.

Говорит мне: папа, сейчас домбристов много, а именно арт-менеджеров не хватает. Я конечно же, согласился. Поступил он сам на гранд, учится хорошо. Своих детей воспитываю, чтоб всего добивались сами без какой, либо помощи со стороны, были самостоятельными.

 

- А девочки, по музыкальной части?

 

- Дочь у нас поет, танцует, на инструментах играет! Слух у нее абсолютный. Пела в филармонии с Майрой Ильясовной, в школе.

 

- Когда приходите домой после работы или в выходные, когда есть свободное время, чем занимаетесь, какое у вас хобби?

 

- В субботу и воскресенье мы не отдыхаем, т.к. должны работать в выходные дни для наших горожан! Концерты давать, к нам в филармонию приезжают гости с других городов и у меня вообще времени нет. Сейчас тоже даем онлайн-концерты и в связи с карантином в субботу и воскресенье отдыхаем. В основном домашние дела и огород, мы же всё-таки в поселке выросли. Я люблю походить в огороде и люблю свою работу всей душой. Нет такого, чтоб я приходил на работу в 10-11 часов, посидел 3-4 часа и ушел, если работаешь, то нужно любить, то, что делаешь.

Помню, мне было 13 лет, я вышел работать на комбайн, месяц поработал и нам дали телегу сена. Вставали в 6:00 и до 23:00 работали.  Нам было интересно. Жили мы с мамой и мне нужно было что-то делать, работать.

 

- По поводу работы с оркестром, на сцене все держатся очень уверенно и достойно, приятно смотреть. Когда выходите Вы, у Вас совсем другой стиль, чувствуется что Вы руководитель, кто был примером для вас?

 

- Конечно, мы же учились. У нас был Каиргали Есенгалиевич, он открыл оркестр, Мадина Маратовна, и я  - младший среди них. Некоторые музыканты говорили мне, что когда я выхожу на сцену, то оркестр по другому звучит, я конечно же не верил и говорил, что не может быть такого что я всего лишь дирижер.

Когда артист выходит на сцену, должно быть всё по-другому, форма одежды, подача, прическа, чтоб зрители забывали обо всем и получать удовольствие от звучания, наслаждаться.

Все концерты, именно по музыке, я принимаю сам. Музыка же разная бывает и мы тщательно отбираем ту, которая будет приятна для наших актюбинских зрителей. Когда мы решили сделать концерт саундтрек для детей из мультфильмов, то пришли и взрослые, им тоже нравиться. Тогда мы решили и для взрослых дать саундтрек из кинофильмов, зал был полный, что решили повторить концерт. Наш оркестр даже не ожидал, что будет полный зал (1000 человек). Мы давали рекламу везде, в социальных сетях и коллеги из Алматы, Астаны, других городов удивлялись и спрашивали «бесплатно ли  мы  делали, почему такой полный зал у нас», на что мы отвечали, что не бесплатно и всё по билетам. Актобе - это всё-таки запад и у нас культура есть.

Сейчас я участвую в «праймериз» в депутаты. Я хочу, чтоб в областном акимате был, хотя бы один человек из «культуры», потому что до этого не было. Если человек не из «культуры», то он же не знает, что нужно для театра, для филармонии и т.д.

 

- В 2016 году областной акимат пообещал, что построит общежитие для работников культуры.

 

- Не общежитие, а арендное жилье по улице Маресьева. Да, там сейчас наша молодежь с семьями живут. Наш коллега, Мербол  Куспанов  там три года жил и купил себе дом в этом году. Это помощь нашим молодым специалистам, они приезжают в Актобе, работают. Копят деньги и получают квартиры, сейчас с этим легче. Я сам ждал квартиру от государства 25 лет, жил в арендном жилье, сам купил в кредит квартиру т.к. 25 лет это очень большой срок. Дочь замуж выдал, у казахов такая традиция. Так и живем.

 

- А вы можете посоветовать родителям, как или какие есть приемы привить ребенку культуру, именно любовь к музыке, к творчеству?

 

- Еще когда ребенок в утробе, мать должна слушать музыку (классическую музыку) это успокаивает, ходить в театры, филармонию, должна отдыхать и быть на разных концертах. Далее, когда ребенок уже будет ходить в садик, в школу, нужно с ним выходить на мероприятия, ходить в театр, филармонию. Пусть даже не слушает он, не интересуется, но когда он вырастит, скажет: я ходил на концерты с мамой, папой. И когда он станет взрослым, то будет уже предрасположен к культуре, будет ходить на концерты со своей семьей.

Даже сейчас я замечаю, ребята, которые посещали или учились в таких заведениях, наши знакомые некоторые, стали, например, вице-министрами, министрами, акимами вот они намного ближе к народу, т.к. в их крови течет культура, искусство.

Раньше у нас такой поддержки не было как сейчас. Ондасын Сеилович нашу культуру тоже поддерживает, когда акимы поддерживают - это уже другой уровень, это уже не бизнес. Это полностью идеология. Народ воспитывается от этого. Сейчас смотришь комментарии или публикации в социальных сетях и поражаешься от того, как человек негативит, ругается. Это тоже культура каждого индивидуального человека. В наше время такого не было, все зависит от идеологии.

Ребёнок должен ходить на факультативы, в дворец школьников, в музыкальную школу, на хореографию, заниматься спортом, музыкой. Это человеку нужно, может он завтра станет министром, например, акимом,  президентом, это ему пригодится. Казахская музыка играет с 19 века и они без нот, без ничего играли и их произведения остались до сих пор. А.Жубанов писал для нас ноты, всех звал в Алмату, это было в 1932 году, тогда почти не было поездов, ни самолетов, ни автобусов, ни дорог и благодаря ему во всех областных центрах открылись оркестры, филармонии. Для нас музыкантов он как пророк.

Мы очень радуемся, когда люди приходят к нам на концерты. Было даже такое, что после концерта мы брали интервью и очень удивлялись тому, что некоторые люди пришли впервые, хотя нашему оркестру уже скоро будет 20 лет. Это говорит о том, что нужно развивать культуру города, строить здание для этого, если нормального здания не будет, то и люди не будут ходить туда.

 

- Скажите, пожалуйста какие качества должны быть в человеке, в мужчине, которые Вы цените больше всего?

 

-Это ответственность к своей семье, к своей родине, к коллективу и к друзьям!

 

- А в женщине какие качества Вы цените?

 

- Нежность, вежливость, уважение к мужчине! Если уважение есть, то и любовь будет. Всё остальное в руках мужчины!

 

- Какие качества, кроме верности, Вы цените в друзьях? Какие должны быть качества?

 

- Верность – это в первую очередь! Уважение должно быть! Сейчас такие друзья, им нужна только какая-то помощь в решении их проблем и всё, не нужно им никакое общение, совместное веселье и т.д.

В первую очередь, друг для меня – это жена, так и должно быть. Она тебе дарит сына, дочь и она всегда  должна быть на первом месте!

 

- Какие у Вас есть недостатки?

 

- У всех людей есть недостатки, но я не могу сказать, какие недостатки есть во мне. Это, наверное, будет видно со стороны.

 

- Вы себя ощущаете счастливым человеком?

 

- Конечно! Бог дал мне жизнь и от него зависит сколько отведено! Семья есть, здоровье, друзья, коллеги. Я работаю здесь со своими коллегами душой. Я счастлив. Все же стремятся заработать больше, мне горы не нужны, самолеты не нужны, главное- чтоб дети были счастливы и ни в чем не нуждались.

 

- А что Вы считаете самым большим несчастьем для человека?

 

- Много есть несчастья! Например, когда работаешь, но не получаешь никаких результатов. Это самое минимальное я назвал. А так это потеря родных, друзей. Главное, чтоб в стране было всё мирно, чтоб войны не было, чтоб люди были терпеливыми, устойчивыми.

Всё в руках Бога.

 

- А кто у Вас любимый композитор?

 

- Очень много любимых композиторов! Из наших композиторов, их очень много, это Кенжебек Кульсибеков его произведения душевные, кюи Казангапа, кюи Сугира и многие другие.

 

- Когда плохое настроение, кого играете или слушаете?

 

- Слушаю Вивальди!

 

- А фильмы любимые есть?

 

- Фильмы я давно не смотрел. Мне нравится фильм и сейчас даже я его смотрю «Ты у меня одна» с Александром Збруевым.

 

- Ваш девиз, принципы?

 

- Живя в своей стране я должен быть активистом, полезным для нее. У каждого гражданина должна быть любовь к родине. Сейчас у меня мечта, чтоб наши коллеги ездили по Европе, турне. Конечно же, нужна финансовая поддержка, но я думаю, что для наших людей это не проблема, у нас есть заводы, область у нас одна из развитых среди остальных областей Казахстана. И конечно же академический статус филармонии, это в Нур-Султане «Государственная Академическая Филармония акимата города Нур-Султан» и надеюсь наша филармония тоже будет академической. Академическая филармония – это большой статус, это повышение заработной платы, т.к. в стране работникам культуры платят очень мало. Поэтому наши коллеги работают везде, в музыкальной школе, университетах, музыкальном колледже, на свадьбах. Если у нас будет статус и возможность ездить в другие страны, то это будет гордость за нашу родину, наш город.

 

После интервью у меня появилось ощущение того, что еще не все потерянно у нас в городе. Что уровень культуры жителей когда-нибудь позволит гордиться тем, что у нас не мусорят на улице, вежливо отвечают прохожим и уступают место в транспорте. А если на уровне государства еще сильнее помогать талантам, то гордиться на мировом уровне мы будем не только Димашем, а еще многими другими талантливыми артистами, которые сейчас вместо того, чтобы шлифовать свой талант озабоченны бытовыми проблемами.

 

Просмотров: 714
Категория: 
�����