Сегодня мы поговорим с Полковником Кажмуканом Сатеновым человеком, который выбрал своей профессией защищать Родину. О его интересной и нелегкой службе и о том, что же повлияло на его желание стать военным.
- Расскажите пожалуйста о своих родителях? И почему выбрали именно эту профессию?
- Родился я в с. Роповка, в 1950г., отец мой закончил уральский сельхозтехникум, затем работал зоотехником, парторгом, председателем колхоза. В семье у нас восемь детей, в числе которых одна девочка, в связи с тем, что мы дети послевоенные, у меня было огромное желание быть военным, я в этом видел преданность своей родине, люди военные – мужественные, они всегда помогут, протянут руку и т.д.
В первый раз, в пятом классе я заговорил о том, что хочу быть военным, но родители не приняли мои слова в серьез, аргументируя тем, что это детская мечта, хотели отдать меня учиться в сельхозинститут или педагогический. Сам я всё равно готовился к военной службе, физические занятия были из подручных средств. В 10 классе, читая книги, я думал, куда же мне можно поступить и в одной из книг увидел Ташкентское общевойсковое командное училище. В один из январских дней, нам классный руководитель сообщила, что приедет представитель из военкомата и проведет с нами беседу. Приехал к нам капитан Никитин Анатолий Иванович, такой подтянутый, тогда еще в старой форме, стоячий воротник, портупея, начищенные хромовые сапоги, брюки галифе, куртка гимнастерка и мне это так понравилось, что я окончательно и бесповоротно решил идти на военного. Проводя беседу с нами, он стал перечислять училища, среди которых было и Ташкентское общевойсковое, я поднял руку и попросил записать меня в это училище. Вечером за столом, я сообщил родным, что записался и буду поступать, отец ничего не сказал, но я понял, что он этого не одобряет, поговорив, он согласился. Далее я уже готовился к поступлению.
Отец привез меня на вокзал, посадил на поезд Москва-Ташкент, и я уехал.
- Расскажите о поступлении в училище?
- Когда поступил, сложность была в том, что я учился в казахской школе, а там было всё на русском, я кое-как сдал экзамены. В числе этих экзаменов был кросс вокруг стадиона, чтобы было удобно бежать, я снял обувь, но не учел то, что покрытие вокруг стадиона было из мелкого керамзита, когда первым пересек финишную полосу, осознал, что стер до крови ступни. На фоне этого начался скандал между сотрудниками, меня подняли и понесли в санчасть. Я лежал с перебинтованными ногами и переживал, что могут отправить домой за самовольство, но всё обошлось и меня приняли в училище. Я был так счастлив!
Поступивших было очень много и разных национальностей, из Актобе нас было всего лишь двое, это Володя Щербаков и я. В течении всего времени многие из поступивших стали уезжать не закончив учебу, в основном из-за строгого распорядка.
В наряде я учил русский язык и помогал мне в этом Володя!
- Было ли у Вас желание написать заявление и уехать обратно домой?
- Нет! Только на третьем курсе, когда у меня умер отец! Семья большая, и я переживал, как с этим всем справится мама, но она категорически отказалась, чтоб я бросал учебу. Говорила, что я мечтал об этом с самого детства, что отец хотел видеть меня офицером!
- Как складывалась Ваша жизнь после училища?
- Когда закончил училище, в 1971 году, меня направили командиром разведывательного взвода в военный городок с. Ахмирово, Усть-Каменогорской области. Были тяжелые времена, мы по тревоге ездили на границу с Китаем, они проводили провокации на границе, и как разведчики, мы проводили там учения, войска были подтянуты вдоль границы, всё время находились там.
- Расскажите пожалуйста о своей семье?
- В 1972 году в с. Ахмирово строились два дома, замполит мне предложил квартиру и дал 10 дней, на то, чтобы я поехал домой, женился и привез сюда супругу, с которой мы с десятого класса дружили. Прилетел домой, поехал за невестой, тесть уже был оповещен и готовился к проводам дочки. На следующий день была свадьба с её стороны, и я сразу забрал супругу, привез домой, дома провели свадьбу с моей стороны, на второй день забрали свидетельство о браке и улетели в Усть-Каменогорск. У нас трое детей, старшая Гульмира, работает в областном акимате, член ревизионной комиссии, средняя Жанна, она онкогинеколог, кандидат медицинских наук, есть своя клиника, сын Тулеген в правоохранительной структуре, старший лейтенант.
- Как попали в Германию?
С 1971-1975г. я проработал в Усть-Каменогорске, после этого мне предложили поехать в Германию на службу, служил я там с 1975-1985г. вначале был командиром разведроты, после чего стал начальником штаба мотострелкового батальона. В 1980г. меня перевели в дальневосточный военный округ, оттуда перенаправили в г. Шимановск, там год отслужил. В 1981г. поступил в академию им. М. В. Фрунзе в Москве, учился и жили с семьей там по 1984г. В 1984г. закончил обучение в академии и меня направили в с. Хоргос, но так получается, что должность, на которую я был назначен, занята, и меня направили в г. Душанбе, куда уехал мой друг Александр, там меня назначили начальником штаба полка, работал я до 1987г.
- Были ли Вы в горячих точках, и где было тяжело и страшно?
- В 1986г., в декабре меня отправили в отпуск, в феврале 1987г. срочно вызвали в Москву, где сообщили, что назначают советником СВАПО, для подготовки намибийцев в борьбе с оккупантами ЮАР, мы прилетели и стали их обучать. Спустя некоторое время, нас с переводчиком И.Игнатовичем на 3 месяца направили в г. Андуло 20 МПБр держать оборону от банды УНИТО. Вначале, на вертолете в процессе перелета, нас обстреляли, пришлось развернуться и лететь обратно, пока летели, очень боялись, что не долетим и загоримся в полете, но всё обошлось. Через время, при повторном перелете всё обошлось и мы добрались до места назначения.
Когда там были обстрелы, я спрыгнул в окоп и повредил палец на ноге, но сразу не заметил, когда увидел, попросил препарат для обработки раны, но ничего не было, даже зеленки, т.к. всё было отдано на передовую. Спустя 4 дня от имени президента СВАПО Сэм Нуюма, прибыл хирург, которому я сообщил о своей ране, на тот момент мне было очень трудно передвигаться, нога нарывала, а у него оказался только маленький бутылек спирта и больше ничего. Он попросил выпить его, но я даже не понял, что он намеревается сделать. Резким движением он отвлек моё внимание и полоснул по пальцу скальпелем, от боли меня пробил холодный пот.
Шла ужасная война с большим количеством жертв! Не было никакой оперативной помощи, мы были отданы самим себе! Есть фильм «Секретная Африка. Атомная бомба в Калахари», там детально всё описывается!
Спустя полгода, я забрал супругу туда, дочек оставили в Хобде, моей маме! И т.к. на службе могли возникнуть боевые действия, супруга должна была уметь стрелять, метать гранаты и я обучал её этому.
После 1 года службы, ООН решили, что боевыми путями победы не добиться, и предложили голосование между СВАПО и противоположной стороной (ЮАР), в итоге победил СВАПО!
- Через сколько дней, после приезда к Вам, супруга стала тосковать по детям?
- Каждый день! Дочкам тоже было тяжело!
- Что было после того, как вы отслужили в г. Луанда?
- Мы с супругой, в 1988г. прибыли домой, мне предложили поехать в Мозамбик, но мы отказались! После этого, я приехал в Алмату и меня определили в Жамбул, начальником отдела гражданской обороны. В 1991г. направили в Мангыстау военным комисаром, через год в Актобе, где я стал военным комиссаром Актюбинской области, проработал 10 лет.
- Супруга говорила, что-либо по увольнения?
- Нет, она никогда мне не говорила, чтобы уходил и т.п.!
В одном из интервью, лет пять назад, меня спросили, хотел бы я вернуться в годы службы, на что я ответил, что вернулся бы и опять выбрал её, свою жену!
- Что не давало сломаться, чем вдохновлялись?
- Вера в себя, стремление к жизни, хорошая опора и поддержка со стороны семьи, прекрасная и преданная супруга, которая всегда меня поддерживала и мои дети!
- Во время службы и всего, что видели, как Вы засыпали, как отвлекались?
- Отвлечься было нелегко! В основном читали книги или играли в домино.
- Во сколько лет начали седеть? Наверное, очень рано.
- с 40 лет!
- Есть ли у Вас хобби?
- Люблю военные фильмы и книги! Читал Касым Кайсенова книги, Бауыржана Момышулы «За нами Москва», Александра Бека «Волоколамское шоссе», Талгата Бегельдинова и др.
- Сейчас в школьных книгах, употребляется слово Государство, а не Родина. Как Вы на это смотрите?
- Государство и Родина, мысль едина, но мне ближе слово Родина! В годы войны, наши предки воевали за родину, а не за государство.
- Сын по Вашим стопам пошел?
- Он сейчас в правоохранительной структуре, а хотел поступить в военные, но т.к. здоровье не позволяло, не получилось!
- Чему учите молодых солдат?
- Любить родину и защищать! Я не говорю, что каждый второй должен быть героем, но хотя бы делать элементарное, сохранять мир и спокойствие. Это моё кредо, где бы я ни был, я говорю о патриотизме!
- Расскажите о своих книгах?
- Мой товарищ Юрий Андреевич говорил мне, ты столько служил, объездил мир, закончил академию, почему бы не написать книгу, и я стал писать.
«Армия - моя судьба» больше была не книгой, а брошюрой, я раздал её в школы, в алматинское училище, в наши армии. В 2010г. написал книгу «Бойцы невидимого фронта», где я служил со своими товарищами, о подвигах, которых сейчас не говорят! Написал «Қазақ офицері», под псевдонимом Мухан!
- Вначале беседы Вы говорили, что когда учились в 10 классе, в школу приезжал капитан Никитин Анатолий Иванович, хотелось бы узнать, виделись ли Вы после той встречи?
- Нет, больше мы не виделись! Он был не местный, служил здесь! Я в книге писал о нем!
Каждый, выбирая свою профессию, выбирает свой жизненный путь. То, как дальше идти по нему зависит от многого, но быть верным своему долгу и любить свое отечество должен каждый, примером тому может служить Полковник Кажмукан Сатенов.