Интервью с руководителем этнокультурного объединения «Вайнах» Актюбинской области Хасаном Сагаевым

Память вайнахов

В этнокультурном объединении чеченцев «Вайнах» отметили день своего образования и вспомнили о трагических событиях депортации.

77 лет назад началась крупнейшая в истории Советского союза депортация по этническому принципу. Чеченцев и ингушей насильственно вывезли в Казахстан и Киргизию. На то, чтобы выселить почти полмиллиона человек, понадобилось почти три недели. Тысячи людей погибли в результате операции под кодовым названием «Чечевица»…

- Это было страшное время для нашего народа. Память об этой трагедии навсегда в сердцах чеченцев, - вздыхает руководитель этнокультурного объединения «Вайнах» Актюбинской области Хасан Сагаев.

11 апреля активисты объединения отметили 26-й год своего образования. Скромно, без помпезности. 

- Цель «Вайнаха» проста: стараемся сохранить и передать язык, культуру и традиции нашего народа, чтобы люди не забывали о своих корнях. У нас действует Совет старейшин, который проводит большую воспитательную работу среди молодёжи. При объединении работает ансамбль художественной самодеятельности «Горянка» являющийся неоднократным призёром и победителем областных конкурсов и фестивалей, - говорит Сагаев.

В этот день вспоминали и депортацию. Решение депортировать чеченцев и ингушей Президиум Верховного Совета СССР мотивировал тем, что «в период Великой Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в ряды диверсантов и разведчиков». Почти 500 тысяч вайнахов в одночасье лишились своего дома. Трагедия не обошла стороной и семью Сагаевых:

- О выселении отцу сказал его друг, старший лейтенант Васильев. Успели собрать тёплые вещи и еду. Всех погрузили в грузовую машину…

Дед рассказывал, что людей везли зимой, в неотапливаемых вагонах для скота или товара, Люди были в летней одежде, не успев подготовиться к таким условиям. Девушки и парни умирали от разрыва мочевого пузыря, ведь во время остановки далеко не уйдёшь, за это расстреливали, а перед взрослыми людьми молодёжь никогда не сможет сходить по нужде.

      Лишь на станции Красивое Есильского района нашу семью передали коменданту Петисову. Отец с ним подружился. Оказалось, что он владел чеченским языком. Петисов предоставил нам большой дом, который находился недалеко от станции. Работал отец кладовщиком на межрайонной нефтебазе. Туда пригоняли волов, запряжённых соляркой. Кормили животных комбикормом, с него же готовили кашу, которую раздавали голодным людям.

Когда отец женился, Петисов устроил маму на молокозавод. Мама в обед приносила два ведра молока, которое и раздавала. Из чеченских детей моего поколения, мы первые, кто после войны ел мороженое, которое мама приносила с этого молокозавода.

Запретов было много – 25 лет тюрьмы могли дать за ведро угля, который лежал вдоль железной дороги, к ней было запрещено подходить.

В 1945-46-х годах, когда приезжали на станцию депортированные чеченцы, они приходили в наш дом, чтобы покушать. Мама готовила специально для них!  

Благодаря моему отцу и дружбе с комендантом Петисовым, многие спаслись, ведь закон запрещал уезжать из села. За это нарушителям грозил расстрел или арест на 25 лет.

Благодаря казахскому народу, наша семья и большинство из чеченского народа выжили.  Казахи делились последним, что у них было! Дед как-то мне сказал: «Никогда не смей плеваться на этой земле, это святая земля, которая спасла нас!». Этому мы учим и своих детей, - заключает Хасан Юсупович.  

К слову, большинство чеченцев и ингушей вернулись на Родину только в 1959-м году…

Просмотров: 1417
Категория: 
�����