Пять актюбинских нефтяных компаний, уличенных в загрязнении подземного озера с пресной водой, оспорили предписания экологов.
Речь идет о таких крупных нефтедобывающих предприятиях, как “СНПС-Актобемунайгаз”, “КМК Мунай”, “Фирма Ада Ойл”, “Урихтау Оперейтинг” и “Казахойл Актобе”. Все они имеют сотни скважин на месторождении Пески Кокжиде, которое на деле является большим подземным озером со стерильно чистой водой.
Правда, о ее стерильности вряд ли теперь можно говорить однозначно. Дело в том, что летом прошлого года Генпрокуратура дала поручение актюбинским прокурорам, а те экологам разобраться с состоянием Кокжиде. Представители департамента экологии тянуть с вопросом не стали и побывали на месте: отобрали пробы воды, изучили скважины и пришли к неутешительным выводам. Анализы дали понять - в подземном озере есть примеси нефтепродуктов. В своих актах по этому поводу экологи даже привели конкретные цифры: во сколько раз превышены загрязнения.
В итоге всем недропользователям были выданы предписания об устранении выявленных недостатков.
Однако пять компаний, не согласных с таким положением дел, сразу же подали в суд на департамент экологии. “Урихтау Оперейтинг” обратился отдельно, остальные подали единый иск.
В обоснование своего иска компании “СНПС-Актобемунайгаз”, “Фирма Ада Ойл, “КМК Мунай” и “Казахойл Актобе” заявили, что органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью действий субъектов частного предпринимательства в исключительных случаях и только по поручению президента страны или генерального прокурора. А таковых нет. Помимо этого, заявили истцы, в ходе проведения проверок допущены нарушения норм Предпринимательского кодекса, влекущие недействительность проверки.
Департамент с иском не согласился, сославшись, что оспариваемые акты соответствуют предъявляемым требованиям законодательства. Прокуратура Актюбинской области и специализированная природоохранная прокуратура также бились до последнего: мол, представление о проведении проверки и является одним из мер прокурорского надзора. Но, увы, и экологи, и прокуроры потерпели поражение.