Здравствуйте, Владыка Игнатий. Расскажите мне, пожалуйста, как вы пришли к вере?
Это было постепенно.
В детстве, увидев агитационные листовки - «Бога нет", задался вопросом, кто такой Бог. Почему отрицают Его существование? Тогда и пробудился интерес. Смотрел на звёздное небо и пытался пробраться мысленно за эти светила. Ощутить бездну. Не давал покоя вопрос, что там, за звёздами.
Сколько вам тогда было лет?
Лет семь. Я уже ходил в школу. В детстве я хотел стать космонавтом. В то время много говорили о Гагарине и моё детское сердце возгоралось ревностью к этой профессии. Когда подрос, мечтал стать лётчиком. Даже подавал документы в авиационное училище. От своих родителей и родственников я слышал, что мне нужно идти в семинарию, но не понимал, что это значит. В церковные праздники учителя запрещали ходить в церковь. Грозились, что, если поймают возле храма, исключат из пионеров. После школы я служил в армии где познакомился с верующим мусульманином. Это был новый опыт для меня - общение с верующим. Постепенно я утвердился в вере во всемогущего Бога.
Вы пришли из армии куда вы поступили?
Я поступил в Алматинский Энергетический Институт. На специальность «Тепловые Энергетические Станции». По этой специальности я отработал три года. Первая моя исповедь и причастие пришлись как раз на этот период. Постепенно наступил момент, когда я уже не мог совмещать светскую жизнь и непрестанные молитвы. После увольнения я стал служить в храме алтарником и мне предложили написать прошение на рукоположение в священный сан. Высокопреосвященнейший архиепископ Алексей Кутепов, ныне митрополит Тульский-Белевский, посвятил меня в дьяконы. А через 7 месяцев меня возвели в сан священника. Я закончил Алматинскую духовное училище, далее Московского духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию.
Вы не из тех детей, которого в церковь привела бабушка. Кто для вас был примером?
Для меня примером является мой духовник архимандрит Иоанн, в то время это был протоиерей Валентин Сазонов. Он все делает с любовью, с большим вниманием. Его наставления, благословления, его молитвы, его дела Все для меня были внешним примером, я хотел быть на него похожим.
Ну, и конечно похожим на других святых. Это Серафим Саровский с поучением стяжать Духа Святаго. Это апостол Павел - очень яркий проповедник. Он говорил: «Подражайте мне, как я подражаю Иисусу Христу». Также, Святой Игнатий Богоносец. Мне очень повезло, что мне дали имя любимого моего святого. И многие другие подвижники веры, с которых я беру для себя пример.
Вы – очень красивый мужчина. Можно вас спросить о любви к женщине? Расскажите.
Я был женат. Это как раз тот период, когда я окончил институт, мы поженились. У нас родилась дочка. Но случилась трагедия. Супруга трагически погибла. Я искал утешение и нашел именно в храме, где мне становилось легче.
Многие потом сватали?
Да. И мои родители, и друзья, и моя дорогая теща. Они хотели, чтобы у ребёнка было мама. Но моё сердце уже тогда было с Господом. Я следовал словам священного писания: “Потерял жену, не ищи жену». Я к этим словам отношусь, как к словам Господа. И Господь всё устроил так, что все были довольны. Моя теща была рада тому, что я доверил ей воспитывать свою дочь.
Я хотел стать монахом, хотел стать отшельником, жить в пещере, заниматься духовным совершенствованием, но мой отец меня благословил стать не просто монахом, но монахом-священником. На тот момент он не был даже крещеным. Мама, конечно, переживала, но потом увидела, что я счастливый радостный довольный и поняла, что счастье можно найти и в Боге.
Родители стали приходить на службу в церковь?
Да. Они тоже крестились. Начали ходить на службу. Стали верующими.
Родителей вы крестили?
Нет. Отца крестил тот священник, который ему понравился. Он сам выбрал. Как-то мы зашли в Никольский храм, а там служил диакон Василий. У него такой бас, отец, услышав его голос сказал, я крещусь!
Мама крестилась гораздо раньше. Я помню маму, когда она пришла с крещения. Она была необыкновенно светлой радостной. Всем объявила, что она теперь крещеная, но мы не понимали, что это значит и никто нам не объяснял.
Не страшно было принять монашеский постриг?
Дело в том, что мой постриг в монашество произошёл, как следствие моей монашеской жизни. С кончины моей супруги я уже жил как монах. Непрестанно занимался умным деланием - молитвой. С того момента, как я уверовал, в течение 30 лет я не пропустил ни одной воскресной службы.
Во сколько лет вы приняли постриг?
На 33 году.
Как ваша жизнь изменилась с того момента?
Вообще никак. Единственное, появилась монашеская одежда, а внутренне ничего не изменилось. Изменился только внешний облик. В рясе руки скрыты в рукава, это значит, что я себя подчинил воле Божией. Наверное, это странно звучит, но, когда ты свободен от своих желаний, ты по истине свободен духовно. Ты в покое. Это великое блаженство.
Что самое сложное на службе?
Ничего сложного. Служба – она такая благостная, что ты просто находишься пред Господом в Его любви и возносишь Ему славу и тут же просишь Его за людей и за себя. Когда ты беседуешь с Богом зная, что Бог есть любовь, ничего сложного совершенно нет.
А выучить молитвы?
Это не сложно, когда это делаешь для любимого Господа. Это совершенно не сложно.
Столько времени стоять на службе, разве это не сложно?
Для меня ничего сложного нет, только одна радость, одно желание - воздать Господу за Его любовь ко мне взаимной любовью. Пусть она выражается в стоянии и молитвах. Для меня это легко.
Вы служите в разных городах, в разных приходах, отличается прихожане из города в город?
Были места, где отличались, но верующие не сильно отличаются. Я замечал, что при каждом храме есть одинаковые типажи, вплоть до похожих лиц.
Отличаются прихожане 20 лет назад и сейчас?
Прогресс вносит свои коррективы. Раньше читали книги, а сейчас читают сообщения и смотрят фотографии в ленте. А вот неофиты – новообращённые тогда были горячие и ревностные, они и сейчас такие же.
Расскажите о чудесах, которые случались в вашей жизни.
Есть чудеса, о которых я Богу пообещал не рассказывать никому. Но я расскажу вам о нескольких ярких чудесах моей жизни.
Я видел чудеса исцеления. У одного парня на шее была гигантская опухоль с ладонь. После причастия она мгновенно исчезла.
За ночь?
Нет, мгновенно исчезла. Никто не ожидал, но после причастия он стал крутить шей туда-сюда. Случилось чудо, человек выздоровел. Он сам не ожидал. Это в Иверском храме, посёлка Бурундай. Это чудо, которое я сам видел. Второе чудо – Покровский храм города Иссык. Девушка, страдающие многие годы от несгибания колена, не могла нормально ходить и тянула ногу за собой. Что только не делали родители, ничего не помогало. Стали ходить в храм. Она очень стеснялась учиться где-то, ходить при всех. Бедняжка. Мучилась. Было соборование, по церковному называется елеосвещение, когда священник молится, просит Бога осветить масло. После помазания смотрю на неё, а она на карточки села. Думаю: «Ты что творишь? На молитве на карточки села». У её мамы началась истерика от радости, она увидела, что ребёнок исцелился. Сейчас она ходит нормально, занимается спортом. Это настоящее чудо.
Ещё одно было, когда я не успел причастить умирающего человека. Опоздал. Приехал, а люди уже плачут. Опоздали, говорят, батюшка на 15 минут. Она умерла. Для меня это было такое горе. Самое страшное, что было в моей жизни. Я не успел причастить человека. Я сокрушался, плакал про себя. Господи, как мне жить с этим? Я не успел. И так я стенал-стенал перед телом умершей. Плакал внутренне. И вдруг эта пожилая женщина, больше 80 лет, вдруг, как будто выныривает из воды. Представьте, человек задерживает дыхание, а потом выныривает! Она втягивает в себя воздух очень громко. Как будто, она проснулась. И я смотрю на неё и кричу Ксения, ты меня слышишь!? Она глазами моргает, я кричу открывайте уста, я вам причастие принёс! Она открывает уста, я даю причастие ей, она его принимает, закрывает глаза, закрывает уста и всё…ушла. У меня и у всех ее родных было ликование! А я думал, что Бог спас мою душу.
Вот еще одна история. Приезжаю на отпевание, а в гробе тело престарелой женщины, лежащей на боку, в позе эмбриона, как младенец. Я говорю, а что же вы её так положили набок, зачем? Они говорят, что она застыла так, не могут расправить. Подумал про себя, ну что же, помолимся. После того, когда я прочитал в конце отпевания разрешительную молитву она сама растянулась.
Люди не по убегали?
Нет, все обрадовались. Она не сразу, постепенно начала разгибаться. Я прочитал молитву,2
Но самое главное чудо – это осознание, что мы живём в чуде. Сам факт бытия! Само ощущение что я есть! Окружающий нас мир – природа, изменения погоды – вот оно чудо. Нас окружает чудо постоянно, мы живём внутри него, мы сами являемся чудом - проявлением Божественной благодати.
Почему сейчас о чудесах так мало говорят?
Ну вот, вы напишите и будут говорить. Ведь они происходят постоянно.
Мы священники настолько привыкли к чудесам, что для нас это обыденность. Ну, случилось и случилось! Рассказываем очень редко потому, что не хочется, чтобы это выглядело как тщеславное хвастовство
Сколько вашей дочери лет?
В этом году ей будет 34, а внучке Машеньке 5. Они верующие, ходят в храм. Я никогда её не принуждал к вере. Муж ее, слава Богу, тоже воцерковленный.
У меня не складывается ощущение, что вы фанатик, наоборот, мне кажется, что вы – обычный человек. Какое у вас хобби?
Фанатизм – это вера без любви. А если есть любовь, то ты следуешь ей руководствуешься ей.
У меня нет хобби в привычном понимании, но есть много того что меня всегда радует. Я люблю свое служение как цельную жизнь, в которой есть всё для моей души. Поэтому можно сказать что моё хобби в постоянном осознании того, что я живу в присутствии Бога в мире созданным Им. В осознании того, что я живу и двигаюсь Им.
Поете на встрече с друзьями?
Конечно. Очень много поем. Особенно духовных песнопений.
А эти друзья они из детства или новые?
С юности и из детства у меня очень много друзей. Я друзей не растерял. Если кто-то поет, конечно, я поддержу и попытаюсь подпеть. Я ведь и сам немало песен сочинил для молодёжи. Я не поэт, не музыкант, просто была такая необходимость. Когда развивалась молодёжное движение Казахстана, хотелось придумать свои песни. Иногда переделывали песни. Детям нравится творчество В. Цоя, мы заменяли слова в его текстах.
Какие у вас рабочие планы на наш город?
План такой – просто жить, общаться, знакомиться.
Как планируете сплачивать людей?
Прежде всего это конечно совместные богослужения. Молитва объединяет людей. Самый лучший способ – это дружелюбие прихожан, к новым людям пришедшим в храм. Будем знакомиться, общаться, стараться оставить после себя хорошее впечатление, чтобы захотелось ещё раз встретиться. Надо стараться быть крёстными – восприемниками не только своим знакомым и родственникам, но и всем желающим принять крещение и присоединиться к нашей общине. Поэтому, имея верных помощников, помощниц в общинах у них есть послушание - быть восприемниками всем новым приходящим. Быть крёстным отцом и матерью. Я сузил их ответственность до того, чтобы они знакомились, записывали имя и раз в месяц звонили и спрашивали, как дела, приглашали на причастие. Поэтому, мы предлагаем принять ещё одного крёстного, усилить команду. Убеждаем, что с крёстным не будет проблем, его не надо приглашать на праздники. Вы просто знаете, что у вас есть свой человек в церкви, которому, когда он понадобится, вы можете ему позвонить.
Церковь — это не храм, это общество, это семья.
Это общество высокой духовности и нравственности. Из этого общества должны быть представители, которые принимают в это общество. Крёстный должен быть член этого общества, которое принимает крещённого ребёнка в свою общину.
А как же ответственность крёстного в случае кончины родителей?
Такие случаи настолько редки, что рассматривать их как главную обязанность крестного нет смысла. Потому что другие родственники принимают таких детей к себе. Поэтому, восприемник – это тот, кто принимает в церковь - в общину, и тот, кто отвечает за связь с общиной.
Если этого нет, то приходят, крестят и уходят. И мы больше не видим этих людей. Вот этого нужно избежать. Все должны знать, что церковь — это община, семья. Люди сейчас приходят и говорят мы хотим покреститься, не понимая сути крещения как присоединения к общине. Люди стали воспринимать крещение, как церковную услугу, а это не верно. Церковь — это не храм. Церковь — это семья.
Почему в последнее время так много разводов?
Люди не разговаривают, не договариваются. Договариваться нужно на берегу, до свадьбы. Нужно говорить просто, без манипуляций, не издеваться над ближним. Просто говорить, что происходит. Люди не могут просить, хотя в Евангелии сказано - Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. (Евангелие от Луки, Глава 11, стих 9), сразу не дали, стучите. Поэтому, блаженно та семья, которая может сесть и спокойно всё обсудить.
Что делать, когда слаб душевно?
Молиться. Человек может управлять своими эмоциями и чувствами. В писании написано, человек, который не может управлять своим Духом, подобен городу без стен. Быть печальным или впасть в отчаяние – это наш выбор. «Закон, который я открыл для себя «Когда ты слаб и немощен, встань и сделай зарядку, превозмогая тяжесть».
Проведя интервью с Владыкой Игнатием и получив очень подробные ответы на мои вопросы, я с удивлением поняла, насколько сильна его вера в Бога и как самоотверженно можно нести свою службу. В будущем, надеюсь, мы еще опубликуем не одно интервью с ответами на вопросы наших подписчиков.