На участие в конкурсе общественных перевозок пока нет ни одной заявки. Тем не менее, приоритет будут отдавать компаниям, у которых новые автобусы с кондиционерами и пандусами.
Акимат города Актобе объявил, что конкурс на перевозки пассажиров общественным транспортом состоится 18 февраля. Стартовал сбор заявок на участие. Известно, что на конкурс выставили 12 лотов, в которых насчитывается 49 маршрутов общественного транспорта. В каждом лоте скомпоновали выгодные и убыточные маршруты. К примеру, в лоте №4 фигурируют популярные маршруты № 15, 12 и заводские автобусы №3 и 4, которые ездят от «Хлебокомбината» на остановки «Казхром» и «АЗХС».
Корреспондент «АТ» узнал у руководителя отдела ЖКХ, общественного транспорта и автодорог Адильбека Танкиева основные требования к участникам конкурса. Ведь победители будут перевозить горожан в ближайшие 7 лет.
- Главное наше требование – автобусы должны быть новые, - рассказывает Адильбек Танкиев. – По закону, перевозчики могут обслуживать население и с помощью старой техники, но предпочтение мы будем отдавать участникам конкурса с новыми автобусами. На каждый лот требуется определённое количество автобусов. Есть густонаселённые районы города, куда необходимо по 10 автобусов на маршрут. Есть пригородные маршруты, где хватит 4-6 автобусов. Есть большие маршруты, на которых должны ездить минимум 12 автобусов, чтобы своевременно обеспечивать население транспортом.
Есть у организаторов конкурса и другие требования.
- Поскольку мы платим субсидии, мы хотим автобусы с кондиционерами, а также чтобы были дополнительные условия для перевозки незрячих и инвалидов-колясочников. А значит, автобус должен быть низкопольным и с пандусами, - добавил Танкиев.
Не ездят после 19 часов
- Многие читатели спрашивают, почему общественный транспорт практически не ездит после 19 часов? Если человек задержался на работе, возвращаться домой уже не на чем.
- Для организации работы общественного транспорта с 6 утра до 21 часа нужен двухсменный график работы, но так как водителей не хватает, целый день работает один водитель, - отвечает Адильбек Танкиев. – Сейчас по всему городу в компаниях работает около 400-500 водителей. Чтобы перевести их на двухсменный график работы, нужно ещё столько же людей. А это уже большая проблема, потому что водителей и так не хватает. В ТОО «Автопарк» есть 15 новых автобусов, которые в феврале будут постепенно выводить на линию. Сейчас эта компания ведёт набор водителей, у них водителей и на существующие автобусы не хватает.
- Когда в жилой массив «Нур Актобе» наладят бесперебойное движение автобусов?
- Есть только один выход – увеличить количество автобусов, их вместимость, и чтобы они с раннего утра проводили перевозки. Сейчас в микрорайон Нур Актобе ездит четыре автобусных маршрута: № 51, 52, 23, и мы пустили туда же автобус № 29. С прошлой недели автобус №29, выехав из посёлка им. Нокина, заезжает в Нур Актобе, а потом двигается в город. Таким образом, количество автобусов, которые ездят в Нур Актобе и назад, увеличилось до двадцати трёх.
По сведениям акима города Актобе Асхата Шахарова, чтобы и интервал движения был 5 минут, и общественный транспорт курсировал почти пустой, городу требуется 600 автобусов.
- Сейчас курсирует свыше 200 автобусов. Городу достаточно около 250-280 автобусов, чтобы обеспечить полноценную перевозку пассажиров, с интервалом в 10 минут, - объяснил Асхат Шахаров. – Автобусы приобретаем не мы, а инвесторы, которые заходят на рынок. На данный момент мы создали все условия, инвесторы заинтересованы. Помимо компаний, которые уже осуществляют перевозки в Актобе, в конкурсе хотят участвовать компании из других городов Казахстана. Сегодня 280 автобусов достаточно, завтра это будет вообще ничего. Земельные участки в ЖМ «Бауырластар», «Сазды» выдали, там количество населения растёт. Завтра автобусов будет уже недостаточно.
На 2022 год для субсидирования работы перевозчиков в бюджете заложили 4,2 млрд тенге.
- Казалось бы, 4,2 млрд тенге на год большая сумма, но один автобус стоит минимум 55 млн тенге, - рассказал Адильбек Танкиев. - «Гала Транс» купил 32 новых автобуса, это им обошлось в 1,6 млрд тенге. Они собираются ещё 150 автобусов приобрести, то есть закупаются минимально на 10 млрд тенге.
По сведениям властей, пока на участие в конкурсе на перевозку пассажиров общественного транспорта не поступило ни одной заявки. Перевозчикам дали время на сбор документов. Окончательный срок приёма заявок на участие в конкурсе – до 11 часов 4 февраля.
Что касается тарифа на общественные перевозки в размере 80 тенге, то его во время конкурса не утверждают. Тариф утверждают депутаты городского маслихата, и он может вырасти в ближайшие 7 лет в любой момент.