Актюбинская область и ряд других регионов не выполнили план по посадке деревьев. Из-за этого задача посадить два миллиарда саженцев в Казахстане, которую поставил президент Касым-Жомарт Токаев перед правительством, под угрозой срыва. Между тем, экоактивисты требуют прекратить искусственно наращивать зелёный фонд ударными темпами, поскольку растения гибнут из-за отсутствия полива и должного ухода.
Два миллиарда деревьев к 2025 году должны высадить по всему Казахстану.
Такую задачу перед правительством президент Касым-Жомарт Токаев поставил в Послании к народу еще в 2020 году. И не случайно: ведь не секрет, что страна испытывает большие проблемы с экологией: усиливающиеся деградация земель, недостаток воды, загрязнённая атмосфера. Посадка леса должна помочь с этим справиться. Так, поручение президента принялись исполнять на деле не только государственные лесхозы, но и крупный бизнес, который зачастую и является загрязнителем окружающей среды.
Половина саженцев гибнет
По данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования, в Актюбинской области общая площадь государственного лесного фонда составляет 215 814 га, в том числе покрытая лесом 49 539 га. По сравнению с прошлым годом площадь, покрытая лесом, увеличилась на 762 гектара.
«По Актюбинской области акиматами каждого района за 2021-2025 годы закреплено создание 1200 га зеленых зон. В 2021-2023 годах созданы зеленые зоны на площади 585 га. В 2024-2025 годах планируется создание зеленой зоны на площади 875 га.
Лесной покров на территории города Актобе по данным государственного лесного фонда за 2015 год составил 4050 га, в 2020 году - 4190 га, в 2024 году - 4500 га.,» - значится в ответе управления природных ресурсов и регулирования природопользования Актюбинской области на запрос репортера @aktobe_times
Ежегодно в регионе высаживается огромное количество саженцев. При этом половина из них гибнет. По данным управления, процент приживаемости саженцев до 2022 года составлял 18-20%, к 2023 году –50%.
Евгений Лазарчук вспомнил, что в Актобе уже проводилась инвентаризация зеленых насаждений. Как мы помним, после череды судебные тяжб данных о деревьях так и не появилось. Потому Лазарчук предлагает обратиться к аэрофотосъемке.
- Неоднократно уже писали про исследования лесопатологические, которые проводились в городе. Никаких данных, по сути, официальных нет, и говорить о лесистости сейчас невозможно. Я недавно посетил Вологодский лесной форум и поговорил со специалистами, которые проводят аэрофотолесопатологию. Они за 1 день способны пролететь 1000 га, то есть, область в течение 20 дней могут полностью облететь и показать всё в цифрах, какое количество деревьев, какая лесистость, появятся реальные цифры. А сейчас говорить, что у нас столько-то гектаров леса – это, по сути, расчеты лесников, когда берут за основу одну сотку, а то, что там есть просеки и так далее, это не идет в счет. Есть уже новые приемы, которые позволяют сделать лесопатологию быстро и по-другому. Новые технологии уже настолько шагнули вперед, а то, что у нас - это допотопные, - заключил Евгений Лазарчук.
В одни руки
Власти хотят передать работу по уходу за зелеными насаждениями в одни руки в рамках государственно-частного партнерства. Об этом Евгений Лазарчук узнал на одном из последних совещаний в акимате.
- Несколько раз мы собирались на площадке акимата именно по деятельности лесхоза, но ничего толкового не вышло. Единственно, сказали, что все работы по зелени хотят передать в одни руки по принципу ГЧП. Кто и как будет этим заниматься, непонятно, - отметил Лазарчук.
Доверия нет
И Евгений Лазарчук, и Александр Мандрыкин уверены, что в области нужно провести инвентаризацию зеленых насаждений. До тех пор верить, что лесной покров находится на том уровне, как заявляют чиновники, невозможно.
- Во-первых, лесной фонд, его состояние нужно проверять реально, - говорит Александр Мандрыкин. - У нас получается так, что плановые посадки пожгли в результате пожаров, они только числятся. Мы два года назад, к примеру, смотрели пойму, которая выгорела на Каргале в Пригородном, там вековые деревья сгорели, это уже невосполнимый ландшафт, и никто не ответил. Как получается, что на бумагах зеленый пояс есть, а фактически его нет? Нужно провести ревизию действующих указанных плантаций, лесополос. В каком они состоянии, сколько их вообще.
Это все профанация!»
Директор ОФ «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин считает, что отсутствие полива и должного ухода за саженцами - главная причина их гибели.
- В советском прошлом поля обсаживались зелеными насаждениями, это давало эффект свой, то же самое снегозадержание, - говорит Александр Мандрыкин. - А сейчас выходит примерно так - дерево вниз головой сажают и обильно поливают денежным раствором. Ни дереву толку, ни деньгам. Поэтому эти программы - красивые слова. Без любви все делается: у того, кто сажает с любовью, у него любое дерево прирастется. Ну, а как посадили деревья в сквере на Братьев Жубановых: там корни заголили. Соответственно, они умрут, даже не начав жить.
По мнению экоактивиста, в Актюбинской области нужно работать над поисками нового способа полива деревьев, а также обязывать землепользователей сажать саженцы.
- Нужно проводить рельефно-ландшафтное оздоровление наружных и скрытых источников на водных участках, потому что остро стоит вопрос у нас с поливом, - продолжил Александр Васильевич. - Хотя бы первый год нужно обязательно обеспечить полив саженцам, какими бы они выносливыми не были, а у нас десятки тысяч на ветер идут. Это все профанация, с которой надо заканчивать. Я сажаю деревья с детства. Помню, мы берем подгон – реально укрепившийся саженец в какой-то пойме. Нас взрослые отправляют, мы берем штук 5-6 этих подгонов и сажаем их во дворах. Кто ездил в сторону Кандыагаша в поселок Елек, бывшее отделение Золотонош, видел там: в голой степи, на возвышенности растет лесополоса. Был один украинец, имени его не помню, он сажал бахчи. Не такие, как сейчас, когда везде все загажено, туалет на речке, нет. Человек сажал бахчи, и его фишка была: он всегда высаживал не менее 50 деревьев, и они у него росли. Вот в голой степи, кто хочет убедиться, пусть поедет, посмотрит.
За 2021-2023 годы по Актюбинской области высажено 168 525 саженцев. Также по городу Актобе за 2021-2023 годы высажено 34 697 саженцев.
По плану на 2024-2025 годы по Актюбинской области будет высажено 250 000 саженцев, в том числе по городу Актобе – 142 000 саженцев», - говорится в том же ответе.
Не успевают
По данным министерства экологии, в Актюбинской области, как и во многих других, не выполняют плана по посадке саженцев.
«В частности, по исполнению поручения главы государства по посадке 2 млрд деревьев на территории государственного лесного фонда, было отмечено, что в прошлом году было высажено 340 млн штук сеянцев, что составляет 73 % от годового плана.
Должная работа не проводилась Акмолинской (83%), Актюбинской (66%), Павлодарской (5%), Карагандинской (12%), Костанайской (45%), Кызылординской (82%) и Северо-Казахстанской (77%) областями, а также предприятиями «Семей орманы» (47%), ГНПП «Бурабай» (42%) и РГП «Жасыл аймак» (76%)», - сообщается на сайте министерства.
Причин неисполнения плана в министерстве называют несколько:
«Недостижение плановых показателей 2021 года по сбору лесных семян и выращиванию посадочного материала, в следствие недостаточного финансирования. Это в свою очередь повлияло на обеспечение посадочным материалом работ в прошлом году», - сообщает Минэкологии.
Из-за этого под угрозой исполнение планов в этом году, и даже в следующем.
«Для выполнения лесопосадочных работ в 2024 и 2025 годах, с учетом неисполнения плана в 2023 году, требуется 712 млн штук сеянцев, без учета посева саксаула. Фактически лесхозами на своих питомниках будет получено максимально всего 242 млн штук сеянцев, или 34% от необходимого количества».
По мнению Александра Мандрыкина, в области до сих пор не взята под контроль беспорядочная вырубка деревьев.
- На мой взгляд, мы потеряли не менее 30% деревьев просто так, если сравнивать с 1990-ых годов, - говорит экоактивист. - Не думаю, что ситуация улучшилась в этом плане. Кому надо, тот рубит эти деревья под застройку. Это, кстати, касается генплана, нам обещали сначала дендрарий, а потом эту территорию отдали под дома. Надо пересматривать карты, каждый кусок нашей земли должен быть пересмотрен. Раньше все смотрели за деревьями, мы когда пацанами ходили по лесополосе, присматривали себе рогачки на рогатку. Не дай Бог, ты карагач обломаешь, надо ночью идти и аккуратно отпиливать, чтобы завтра зоркий родитель не увидел. Тогда батя мог вызвать любого из нас и сказать: «Вы шныряли за рогачками? Почему безобразно срезали?» И так получали конкретную затрещину. А сейчас вот проводят санитарную обрезку как попало, после чего деревья вообще не растут.
«Хотелки» с возможностями не сходятся»
Руководитель ОФ «Актобе, Дыши!» Евгений Лазарчук считает, что при лесопосадке нужно сместить фокус с количества на качество:
- По лесному фонду у нас большие проблемы, об этом мы говорим из года в год, - говорит Евгений Лазарчук. - В этом году уже 5 лет будет волонтерскому движению, и немногое сдвинулось с критической точки, но хоть как-то направили эту работу. В лесхозах, которые у нас имеются в области, стоят очень большие планы по увеличению растительности в рамках тех двух миллиардов, которые поручил президент. Но «хотелки» с возможностями не сходятся: материально-техническая база старая, технологии создания зеленых зон тоже старые. Объясню почему: ранее лесополосы, которые у нас создавались, не поливались на постоянной основе. Все на богарный способ переводилось, то есть посеяли, один раз полили и дальше на осадки опирались. Сейчас у нас осадков, как вы знаете, очень мало. У нас идет очень сильная деградация земель из-за этого, мы потеряли большое количество растительности, которая, по сути, притягивала влагу.
Сейчас все-таки надо переходить, как поручено, не к количеству, а к качеству. Занизить эти цифры, но получить хотя бы 80% приживаемости реальной, потому что высаживается очень большое количество сеянцев, но из-за того, что осадков мало и нет возможности поливать, они гибнут.
Скот уничтожает деревья
Свою лепту в уничтожение деревьев, как говорит Евгений Лазарчук, вносит бесконтрольно пасущийся скот.
- Еще будучи депутатом, я добивался у управления автодорог, чтобы лесополосы у дорог передали лесхозам. На какой стадии этот вопрос стоит, не понятно, потому что руководители поменялись. Ведь лесополосами со времен Советского Союза никто практически не занимается. Единственное, «Казахавтодор» периодически проводит сплошные рубки под пенек. Этот способ используют, когда практически вся лесополоса сухая, и снизу начинают прорастать нормальные ветки. Поэтому сплошняком спиливается лесополоса, и карагач начинает пушиться заново, это такой санитарно-агротехнический процесс. Но у нас, из-за бесконтрольно пасущегося скота, эти сплошные рубки не приводят к такому успеху, который должен быть. Бараны, коровы очень любят нижний карагач, который только появляется: как траву, его жуют, и вырасти не получается.
Деревья запретили вырубать
По словам Евгения Лазарчука, ситуация с бесконтрольной вырубкой деревьев в Актобе стала лучше.
- Как таковая порубка идет только со стороны предпринимателей, либо граждан, - говорит Евгений Лазарчук. - Акимат перешел из стороны враждующей, скажем так, в дружественную. Уже год, как ведется обрезка по городу через конкурс в Алматинском и Астанинском районах. Мы встретились с представителями акиматов, фирм по обрезке и условились о том, что будет проводиться именно формовочная обрезка, а не санитарная, и будут удаляться только аварийные деревья, с выездом комиссии. Контролировать обрезку вызвались мы сами, ибо контролирующему органу, непосредственно ЖКХ, по сути, некогда этим заниматься, ввиду того, что у них ограничен штат работников, поэтому этим волонтеры занимаются.